1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 17992

Учет рекламных расходов

Реклама бывает разной — это и размещение объявлений в печатных изданиях, и теле- и радиореклама, наружная, световая реклама, СМС-рассылки, дегустация продукции и т. п. В одних случаях рекламные расходы нормируются для целей налогообложения, в других случаях — нет. А иногда акции, которые организация считает рекламными, таковыми не являются. Попробуем разобраться в особенностях учета и налогообложения рекламных расходов, осуществляемых компаниями.

Начнем с того, что рекламой считается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Такое определение дано в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

В данном случае под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношений, возникающих в связи с реализацией объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как ее предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания на некое лицо или лица, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624 «О понятии „неопределенный круг лиц“», разослано письмом ФНС России от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348@ инспекциям на местах).

Расходы нормируемые и ненормируемые

Различаются нормируемые и ненормируемые рекламные расходы. Ненормируемые расходы в полном объеме включаются в состав расходов компании при исчислении налога на прибыль. К таким расходам относятся (п. 4 ст. 264 НК РФ):

—           реклама через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети (в том числе Интернет), а также при кино- и видеообслуживании (письмо Минфина России от 19.11.2012 № 03-03-06/1/591), подтвержденная актами оказанных услуг, эфирными справками, полученные у СМИ (письмо Минфина России от 22.06.2012 № 03-03-06/2/71);

—           световая и иная наружная реклама, включая изготовление рекламных стендов и щитов;

—           участие в выставках, ярмарках, экспозициях;

—           оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;

—           изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;

—           уценка товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;

—           создание и размещение рекламного видеоролика в средствах массовой информации (письмо Минфина России от 26.07.2013 № 03-03-06/1/29764);

—           размещение в рекламном модуле информации с указанием на коммерческое обозначение организации, название товарного знака и реализуемые товары, работы или услуги (письмо Минфина России от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29309);

—           услуги по продвижению и раскрутке интернет-сайта (письма Минфина России от 27.09.2012 № 16–15/091449, от 08.08.2012 № 03-03-06/1/390);

—           изготовление рекламных журналов, листовок, буклетов, лифлетов и флаерсов (письмо Минфина России от 20.10.2011 № 03-03-06/2/157).

К нормируемым рекламным расходам относятся иные виды рекламы, не поименованные в п. 4 ст. 264 НК РФ, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей, во время проведения рекламных кампаний, плюс, например, расходы:

—           на рассылку СМС-сообщений рекламного характера (письмо Минфина России от 28.10.2013 № 03-03-06/1/45479);

—           сувенирную продукцию с символикой компании (письмо Минфина России от 04.06.2013 № 03-03-06/2/20320);

—           проведение научных конференций, тематических семинаров, симпозиумов с целью привлечения новых клиентов (письмо Минфина России от 09.08.2013 № 03-03-06/1/32239);

—           проведение стимулирующей лотереи (письмо Минфина России от 30.11.2012 № 03-03-06/1/619);

—           приобретение (изготовление) призов (письмо Минфина России от 30.11.2012 № 03-03-06/1/619).

Нормируемые рекламные расходы могут быть включены в состав затрат в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (без учета НДС и акцизов, п. 1 ст. 248 НК РФ, письма Минфина России от 07.06.2005 № 03-03-01-04/1/310, УМНС России по г. Москве от 17.05.2004 № 26–12/33228). Налоговая база исчисляется нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 НК РФ), поэтому сверхнормативные рекламные расходы, не учтенные в одном отчетном периоде, могут быть признаны в последующих периодах этого же года (письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03-07-11/285). Внереализационные же доходы при расчете норматива не учитываются.

Расходы на рекламу учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример

Во II квартале на изготовление сувениров с символикой компании израсходовали 11 800 руб. (в том числе НДС 18%). Выручка от реализации за 1-е полугодие составляет 590 000 руб. (в том числе НДС 18% — 90 000 руб.).

В налоговом учете расходы на рекламу во II квартале возможно учесть лишь в сумме 5000 руб. [(590 000 руб. – 90 000 руб.) х 1%].

Сумма рекламных расходов в размере 5000 руб. (11 800 руб. – 1800 руб. – 5000 руб.) во II квартале налогооблагаемую прибыль не уменьшает (п. 44 ст. 270 НК РФ), но может уменьшить, при наличии соответствующей выручки, в следующих периодах (абз. 5 п. 4 ст. 264, п. 7 ст. 274 НК РФ, письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03-07-11/285).

Вычет по НДС не нормируется

С 1 января 2015 г. НДС по всем нормируемым (в том числе рекламным) расходам, за исключением расходов, указанных в абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ (командировочных и представительских расходов), можно принимать к вычету в полном объеме на основании соответствующего счета-фактуры и при условии, что рекламные услуги приняты к учету.

Сказанное следует из действующих положений подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ (см. также на эту тему постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10 по делу № А75-5296/2009 и письмо Минфина России от 02.06.2014 № 03-07-15/26407).

Подтверждение затрат на рекламу

Подтверждением расходов на рекламу могут выступить любые документы, такие как приказ руководителя с указанием даты, места и времени их проведения рекламной акции (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 № 09АП-21205/2013), тексты рекламных статей, размещенных по заказу организации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2009 № А13-5043/2007), видеозаписи, акты выполненных работ, сметы и т. п.

Важно!

Все расходы должны быть документально подтверждены, экономически обоснованы, понесены налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ), при этом фотоснимки проведения рекламной акции сами по себе не являются надлежащими доказательствами по делу и не подтверждают факт проведения рекламной акции (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 № А68-5527/12).

Порядок признания рекламных расходов

Налоговый учет

Учет различных видов рекламных расходов может отличаться. Если это затраты на создание амортизируемого имущества, приобретенное для рекламных целей, они признаются в расходах ежемесячно путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256, п. 3 ст. 257 НК РФ, письма Минфина России от 14.12.2011 № 03-03-06/1/821, от 15.06.2012 № 03-03-10/71, от 26.03.2012 № 03-03-06/1/157).

Например, рекламный видеоролик относится к нематериальным активам, а расходы на рекламу относятся по мере начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ, письмо Минфина России от 26.07.2013 № 03-03-06/1/29764). Однако если стоимость видеоролика не превышает 40 000 руб. и компания использует его меньше года, то такие расходы можно признать рекламными и учесть при расчете налога на прибыль единовременно (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 31.10.2011 № 03-03-06/1/703). Срок полезного использования объекта нематериальных активов (НМА) определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования НМА, обусловленного соответствующими договорами. По объектам НМА, в отношении которых невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный десяти годам (но не более срока деятельности налогоплательщика). По аудиовизуальным произведениям налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет (письмо Минфина России от 23.03.2015 № 03-03-06/1/15750).

Если рекламу размещает компания, зарегистрированная как средство массовой информации, или видеоролик размещается в интернете, то такие расходы можно списать в полном объеме (абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ). Если же компания не зарегистрирована в качестве СМИ, то расходы, которые можно списать, необходимо нормировать (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/2/94, от 17.05.2013 № 03-03-06/1/17267).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы на рекламу признаются расходами по обычным видам деятельности (коммерческими расходами) и принимаются к учету в размере договорной стоимости оказанных рекламных услуг (без учета НДС, предъявленного организации и подлежащего налоговому вычету) (п. 5, 6, 6.1, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/991).

Указанные расходы признаются на дату подписания акта об оказании рекламных услуг, что отражается записью по дебету счета 44 «Расходы на продажу» или счета 26 «Общехозяйственные расходы» (п. 5, 7, 16, 18 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций2) в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 9, 20 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по отражению затрат на рекламу будут следующими:

Дебет 10 субсчет «Рекламные материалы» Кредит 60

—           приняты к учету рекламные материалы;

Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу», 26 Кредит 10 субсчет «Рекламные материалы»

—           списана стоимость рекламной продукции на основании актов, отчетов;

Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу», 26 Кредит 60

—           отражена стоимость рекламных услуг на основании отчета компании-распространителя;

Дебет 09 Кредит 68

—           отражен отложенный налоговый актив в связи с разницей в суммах расходов, принимаемых по бухгалтерскому (полная) и налоговому (нормируемая) учету (Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02)3;

Дебет 68 Кредит 09

—           уменьшение ОНА по мере признания части рекламных расходов в налоговом учете (п. 17 ПБУ 18/02).

Нюансы квалификации и налогообложения некоторых видов рекламы

Наружная реклама

Как уже было отмечено, затраты на рекламу могут быть списаны как единовременно, так и посредством начисления амортизации. Одним из распространенных видов рекламы, имеющим особенности учета затрат, является наружная реклама, регулируемая ст. 19 Закона о рекламе.

Обратите внимание!

Наружная реклама — это реклама с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Наружная реклама осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем (п. 1 ст. 19 Закона о рекламе). Подробнее читайте об этом в статье «Правила размещения наружной рекламы» .

Так вот, в случае приобретения или изготовления рекламной конструкции собственными силами порядок ее отражения в учете будет зависеть от срока полезного использования такой конструкции и ее стоимости.

Если рекламная конструкция будет использоваться свыше 12 месяцев, она предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, не предназначена для продажи и способна приносить доход, а также стоимостью 40 000 руб. и более, то такие объекты в бухгалтерском учете должны учитываться как объекты основных средств (п. 4, 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ № 6/014). Первоначальная стоимость погашается по мере начисления амортизации в соответствии со сроками его полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). Срок полезного использования, как правило, составляет от 85 до 120 месяцев (пятая амортизационная группа в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»).

Бухгалтерские записи по учету таких расходов будут следующие:

Дебет 08 Кредит 10, 70, 69, 60, 68

—           учтены затраты на изготовление рекламной конструкции;

Дебет 01 Кредит 08

—           рекламная конструкция введена в эксплуатацию;

Дебет 44, 26 Кредит 02

—           начислена амортизация по рекламной конструкции в течение срока полезного использования.

Передача образцов продукции конкретным клиентам

Передача образцов продукции конкретным клиентам, по мнению Минфина России, к рекламным расходам (и даже каким либо другим, принимаемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль) не относится, так как реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц (ст. 3 Закона о рекламе, п. 16 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 15.12.2010 № 03-03-06/1/777). Если же образцы (тестеры) продукции раздают потенциальным (любым) покупателям в магазине, расходы можно учесть в качестве рекламных, но нормируемых (подп. 28 п. 1
ст. 264 НК РФ).

Порядок начисления НДС при раздаче рекламной продукции зависит от того, является ли рекламная продукция товаром, то есть имуществом, которое «можно продать в собственном качестве, так как оно само по себе обладает потребительской ценностью» (п. 3 ст. 38 НК РФ, п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — постановление Пленума ВАС РФ № 33)).

Если рекламная продукция является товаром (например, ежедневники, записные книжки, блокноты, брелоки, ручки, карандаши, календари, игрушки, пакеты, футболки, пробники и т. п.), то при раздаче такой рекламной продукции (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, письма Минфина России от 23.10.2014 № 03-07-11/53626, от 16.07.2012 № 03-07-07/64, от 27.04.2010 № 03-07-07/17):

—           если цена единицы продукции с учетом НДС больше 100 руб. — на ее стоимость надо начислить НДС. «Входной» НДС по стоимости такой рекламной продукции принимается к вычету;

—           если цена единицы с учетом НДС составляет 100 руб. или меньше — на ее стоимость НДС начислять не надо. «Входной» НДС по такой рекламной продукции учитывается в ее стоимости, при этом необходимо вести раздельный учет «входного» НДС.

Раздача рекламных листовок, буклетов, лифлетов и флайерсов

Раздача рекламных листовок, буклетов, лифлетов и флайерсов НДС, как правило, не облагается — стоимость одной штуки не более 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, п. 12 постановления Пленума ВАС РФ № 33). Однако необходимо организовать раздельный учет НДС (если затраты на необлагаемые НДС операции превышают 5% от общей суммы расходов за период, п. 4 ст. 170 НК РФ). «Входной» НДС по затратам на изготовление таких листовок к вычету не принимается, а учитывается в стоимости (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, письма Минфина России от 19.12.2014 № 03-03-06/1/65952, от 23.10.2014 № 03-07-11/53626, п. 12 постановления Пленума ВАС РФ № 33).

Расходы на листовки относятся к ненормируемым (письма Минфина России от 02.11.2010 № 03-03-06/1/681, от 20.10.2011 № 03-03-06/2/157, от 16.03.2011 № 03-03-06/1/142, постановление ФАС Московского округа от 14.03.2012 по делу № А40-63461/11-99-280). Расходы на доставку (раздачу) листовок, также как и рекламных каталогов, необходимо нормировать, оформлять актами приема-передачи услуг, отчетами исполнителей и сохранить экземпляр листовки.

Выпуск рекламных каталогов, брошюр

Выпуск рекламных каталогов, брошюр (продукции, не являющейся товаром) и раздача их, например, по почтовым ящикам (неопределенному кругу лиц) считается рекламными расходами (письмо Минфина России от 03.11.2010 № 03-03-06/1/688). Стоимость самих каталогов можно учесть без ограничений (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ), а расходы на доставку необходимо нормировать.

Рассылка же каталогов по клиентской базе в расходах не учитывается (письмо Минфина России от 24.04.2006 № 03-03-04/1/390, п. 16 ст. 270 НК РФ).

Расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, относятся к ненормируемым рекламным расходам организации (письмо Минфина России от 12.10.2012 № 03-03-06/1/544, абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Сувениры с логотипом компании

Расходы на изготовление (приобретение) сувениров с логотипом налогоплательщика для распространения среди клиентов учитываются при налогообложении прибыли в размере 1% выручки от реализации (письмо Минфина России от 23.09.2004 № 03-03-01-04/2/15, постановление ФАС Московского округа от 18.12.2007 № КА-А40/13151-07 по делу № А40-192/07-4-2).

Сказанное относится и к ситуации, когда такие сувениры распространяются во время проведения выставок (постановление ФАС Поволжского округа от 02.06.2006 по делу № А57-11649/05-35).

Если же сувениры предназначены партнерам, стоимость таких сувениров можно учесть как представительские затраты (п. 2 ст. 264 НК РФ).

СМС-рассылка

СМС-рассылка является нормируемым расходом на рекламу (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ), если распространяемая информация адресована неопределенному кругу лиц (то есть не содержит обращения к конкретному человеку) и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе, постановление ФАС Уральского округа от 10.03.2010 № Ф09-1350/10-С1, письмо Минфина России от 28.10.2013 № 03-03-06/1/45479).

В то же время рассылка по базе данных с указанием в тексте сообщения имени получателя перестает отвечать требованиям рекламы, но расходы можно учесть как другие расходы, связанные с производством или реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 29.11.2013 № 03-03-06/2/51839).

Визитки для сотрудников

Затраты на изготовление визиток для сотрудников, в зависимости от того, какая информация на них имеется, могут быть отнесены как к нормируемым рекламным, так и к другим расходам на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 № 20-12/102557, постановление ФАС Московского округа от 19.02.2008 № КА-А41/283-08 по делу № А41-К2-22384).

К нормируемым рекламным расходам названные затраты будут относиться, если визитки содержат информацию об объекте рекламирования организации (письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 № 20-12/102557, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2008 № А33-14100/07-Ф02-5023/08 по делу № А33-14100/07).

Расходы на изготовление лекарственных товаров

Расходы на изготовление образцов лекарственных товаров, раздаваемых в рекламных целях в местах проведения медицинских выставок, семинаров, конференций и т. п. среди участников медицинских круглых столов, семинаров, в лечебно-профилактических учреждениях не является рекламой медицинских товаров. Поэтому затраты на изготовление пробников лекарств не учитываются в расходах (письмо УФНС России по г. Москве от 20.04.2007 № 20-12/036374, постановление ФАС Московского округа от 09.01.2008 № КА-А40/13490-07-2 по делу № А40-74705/06-126-466 (Определением ВАС РФ от 25.04.2008 № 4946/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Основной аргумент: безвозмездная передача образцов (пробников) товаров (лекарственных средств безрецептурного отпуска) потенциальным потребителям (участникам круглых столов и фармацевтических кружков в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках) в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также Законом о рекламе не входит в понятие «реклама медицинских препаратов».

Важно!

Информация, размещение которой обязательно в силу закона или обычаев делового оборота, а также информация, указанная в п. 2 ст. 2 Закона о рекламе, рекламой не является (данные о фирменном наименовании, об адресе и о режиме работы организации, некоторые виды наружных изображений — п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ, некоторые вывески — п. 4 письма ФАС России от 28.05.2015 № АД/26584/15 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона „О рекламе“», постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).

Такие расходы могут учитываться как прочие (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.).

Приобретение призов для розыгрыша

Затраты организации, связанные с приобретением призов для розыгрыша среди своих клиентов в рамках рекламной кампании, не могут учитываться в составе расходов при исчислении налога на прибыль, поскольку розыгрыш призов проводится среди определенного круга лиц — клиентов организации (п. 4 ст. 264 НК РФ, письма ФНС России от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348@, Минфина России от 08.10.2008 № 03-03-06/1/567, постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2007 № Ф03-А73/06-2/5053). Призы, переданные победителям розыгрыша, являются безвозмездно переданным имуществом, стоимость которого при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Расходы же на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям их розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний среди неопределенного круга лиц, могут быть учтены в налоговом учете в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2006 по делу № А56-11128/2005).

Другие виды рекламных затрат

На практике компании несут множество затрат, которые необходимо квалифицировать (как рекламные или нет). Для удобства мы свели в таблицу наиболее распространенные затраты, квалификация которых вызывает затруднения у бухгалтеров.

Таблица. Виды рекламных и нерекламных затрат

Вид затрат

Основание для учета

1

2

В рекламе есть информация о других компаниях

Если в рекламе присутствует информация о других компаниях, учитывать затраты на такую рекламу небезопасно, однако судьи поддерживают налогоплательщика

Постановление ФАС Московского округа от 17.03.2011 № КА­А40/1496­11

Реклама в метро

Относится к наружной рекламе, так как размещается на внешних крышах, стенах и других конструктивных элементах зданий, а также вне их (п. 1 ст. 19 Закона о рекламе). Однако Минфин России считает, что затраты на нее необходимо нормировать

Письма Минфина России от 17.03.2011 № КА­А40/1496­11, от 20.04.2006 № 03­03­04/1/361, постановление ФАС Северо­Западного округа от 06.09.2011 по делу № А44­6339/2009

Реклама в подземном переходе

Необходимо нормировать в целях налого­обложения прибыли. Такая реклама не является наружной рекламой, расходы на которую можно учесть полностью, по смыслу п. 1 ст. 19 Закона о рекламе

Пункт 4 ст. 264 НК РФ

Реклама в поездах

Этот вид рекламы относится к рекламе на транспортных средствах, затраты на которую в налоговом учете необходимо нормировать

Статья 20 Закона о рекламе

Реклама на собственном транспорте

Безопаснее нормировать. Подтверждением будет акт выполненных работ от рекламного агентства, изготовившего наклейки на автомобиль, фотография автомобиля

Письмо Минфина России от 02.11.2005 № 03­03­04/1/334

Выпуск корпоративной газеты

Расходы на издание (выпуск, приобретение) корпоративной газеты налогоплательщик вправе включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии соответствия таких затрат
ст. 252 НК РФ

Письмо Минфина России от 15.08.2013 № 03­03­06/1/33241, постановления ФАС Московского округа от 18.11.2009 № КА­А40/12012­09 по делу № А40­87477/08­140­431, Центрального округа от 22.06.2009 по делу № А68­АП­207/14­05

Проведение дегустации

Затраты на проведение дегустации, принять участие в которой может любой человек, можно учесть как нормируемые рекламные расходы, а при дегустации определенным кругом лиц, затраты безопаснее не учитывать.

Если стоимость единицы дегустируемой продукции превышает 100 руб., необходимо начислить одновременно НДС (акцизы), сумма которых не учитывается при расчете налога на прибыль

Письма Минфина России от 04.08.2010 № 03­03­06/1/520, от 11.03.2010 № 03­03­06/1/123

Социальная реклама

Расходы на социальную рекламу можно полностью учесть в расходах, подтвердив их документально: договором с указанием способа подачи информации, места и продолжительности рекламной акции, актами выполненных работ, эфирными справками или другими документами

Подпункт 48.4 п. 1 ст. 19 НК РФ

Баннеры в платежных автоматах

Использование баннеров в автоматах для приема платежей, по мнению Минфина России, является нормируемым видом рекламы. Для подтверждения расходов необходим акт выполненных работ, по возможности — фотоснимок (скриншот) рекламного материала

Письмо Минфина России от 01.06.2012 № 03­03­06/1/287

Мерчандайзинг

Расходы на мерчандайзинг безопасней учитывать как нормируемые рекламные расходы. Однако судьи, как правило, поддерживают налогоплательщиков, которые такие расходы не нормируют

Письмо Минфина России от 27.04.2010 № 03­03­06/1/294, постановление ФАС Центрального округа от 04.12.2008 № А35­6838/07­С21

Реклама товарного знака

Расходы на рекламу товарного знака при исчислении налога на прибыль, если они экономически обоснованы и документально подтверждены, учитываются в порядке, установленном п. 4 ст. 264 НК РФ, то есть в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ

Письмо Минфина России от 30.04.2015 № 03­03­06/1/25297

Компенсация расходов на рекламу другой стороне

Если организация компенсирует расходы на рекламу другой стороне, такие расходы не могут быть учтены организацией в расходах на рекламу для целей налогообложения прибыли, так как не относятся к расходам налогоплательщика

Подпункт 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо УФНС по г. Москве от 01.11.2011 № 16­15/105692@

Вступительный взнос за участие в выставке

Расходы на вступительный взнос за участие в выставке учитываются в затратах и не нормируются

Подпункт 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 19.11.2004 № 26­12/74944

Украшение торговых залов и витрин

Затраты на украшение торговых залов и витрин перед праздниками также можно учесть в налоговых расходах и не нормировать

Пункт 4 ст. 264 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 25.11.2009 № КА­А40/12070­09 по делу № А40­25182/08­129­71

Реклама незарегистрированной недвижимости

Расходы по рекламе недвижимости, которая не зарегистрирована, могут быть учтены в расходах

Постановление ФАС Московского округа от 16.08.2010 № КА­А40/8820­10­2 по делу № А40­9034/09­98­33

Сроки хранения рекламных материалов

Рекламодатели (изготовители или продавцы товара либо иные определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лица — п. 5 ст. 3 Закона о рекламе) должны хранить рекламные материалы и их копии (как уже было отмечено, это образцы печатной продукции (буклеты, листовки), экземпляры печатных изданий с размещенной в них рекламой, скриншоты интернет-страниц с рекламными баннерами, фотоотчеты по наружной рекламе, видео- и аудиозаписи рекламных роликов, эфирные справки по рекламе на телеканалах — письмо ФАС России от 28.04.2011 № АК/16266), а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение года — со дня, когда была распространена реклама или со дня окончания сроков действия таких договоров (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Однако, на наш взгляд, безопасней — в течение четырех лет (если не было убытков в налоговом периоде).

За нарушение срока хранения рекламных материалов и соответствующих договоров предусмотрен штраф (ст. 19.31 КоАП РФ):

—           для организации — от 20 000 до 200 000 руб.;

—           для ее руководителя (предпринимателя) — от 2000 до 10 000 руб.

Рекламная деятельность и ЕНВД

Деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ст. 346.27 НК РФ). Если же налогоплательщик ведет деятельность, связанную с передачей в аренду (предоставлением) мест на рекламных конструкциях, то такая деятельность не признается переводимой на ЕНВД как деятельность в сфере распространения наружной рекламы, а облагается в рамках общей системы налогообложения или УСН (письма Минфина России от 22.07.2011 № 03-11-06/2/108, от 31.05.2011 № 03-11-06/3/62, постановление ФАС Уральского округа от 07.04.2009 по делу № Ф09-1824/09-С3).

Деятельность по размещению собственной рекламы организациями, оказывающими услуги по распространению рекламы и занимающимися рекламной деятельностью, не является предпринимательской и не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (постановление ФАС Московского округа от 02.03.2010 по делу № КА-А41/355-10, п. 2 ст. 346.26 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, письмо Минфина России от 24.06.2010 № 03-11-06/3/87).

Также не подлежит налогообложению по ЕНВД предпринимательская деятельность, связанная с изготовлением, ремонтом, техническим обслуживанием и с осуществлением работ по монтажу и демонтажу рекламных конструкций и иных аналогичных видов работ (письмо Минфина России от 27.01.2011 № 03-11-06/3/8).

Деятельность по распространению социальной рекламы, осуществляемая на бескорыстной (безвозмездной) основе, признается благотворительной деятельностью и не подлежит налогообложению по ЕНВД. Социальная реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3 Закона о рекламе, письма Минфина России от 17.09.2010 № 03-11-06/3/128, ФАС России от 16.04.2013 № АК/14957/13).

1 Утверждено приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н.

2 Утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

3 Утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

4 Утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.