Правила размещения наружной рекламы

| статьи | печать

Одним из актуальных инструментов привлечения внимания потребителей является реклама, распространяемая посредством рекламных конструкций (наружная реклама). Размещенные в общественных местах рекламные конструкции позволяют акцентировать внимание потенциальных клиентов на предлагаемых продуктах, сформировать положительное мнение о них и желание приобрести. Рассказываем, как получить разрешение на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, а также избежать нарушений при осуществлении рекламной деятельности.

Для размещения рекламы требуется получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее — Закон о рекламе).

Помимо общих требований, предусмотренных в ст. 19 Закона о рекламе, необходимо также учитывать конкретные нормы, установленные соответствующим региональным законодательством РФ в зависимости от места, где планируется размещение рекламной конструкции. В каждом субъекте РФ существует свой порядок получения указанного разрешения.

В качестве примера рассмотрим порядок, действующий в настоящее время в г. Москве.

Наружная реклама в столице

Выдачей разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций занимается Департамент средств массовой информации и рекламы г. Москвы (п. 4.2.1 Положения о данном департаменте, утв. постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 № 45-ПП).

Процедура получения разрешения

Процедура оформления разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций регламентирована постановлениями Правительства Москвы от 12.12.2012 № 712-ПП «Об утверждении правил установки и эксплуатации рекламных конструкций» (далее — Правила № 795) и от 12.12.2012 № 713-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы».

Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предоставляется на основании поданного заявления в Департамент средств массовой информации и рекламы г. Москвы. Такое заявление вправе подать собственник объекта, либо арендатор или иное лицо, которому объект с присоединяемой рекламной конструкцией принадлежит на законном основании. Если такой объект относится к государственному или муниципальному имуществу, то его предоставление возможно только по результатам проведения торгов на основании п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции

Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе г. Москвы в соответствии с п. 5.8 Правилами № 795, заключается на срок от пяти до десяти лет. При этом на заявителя возлагается дополнительная обязанность застраховать свою гражданскую ответственность за ущерб, который может быть причинен рекламной конструкцией третьим лицам (п. 5.10 Правил № 795). Договор на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции с ее присоединением к частному имуществу может заключаться на согласованных с собственником такого имущества условиях
(ст. 421 ГК РФ).

В Законе о рекламе сказано, что размещение рекламы осуществляется на основании договора на установку и эксплуатацию рекламного места, который заключается с собственником рекламного места. Однако что представляет собой данный договор и к какому договорному типу или виду (подвиду) его необходимо отнести, не ясно. Такой договор по своей правовой природе является не поименованным в законе (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Он не относится ни к одной из предусмотренных законом категорий договоров, но и не противоречит закону, поэтому признается допустимым в силу принципа свободы договора.

Договор между собственником здания и другим лицом, на основании которого последнее использует отдельный конструктивный элемент этого здания для рекламных целей, не является договором аренды. Предметом договора на использование конструктивного элемента здания является предоставление истцу возможности на возмездной основе размещать рекламу на крыше принадлежащего ответчику здания.

Такой договор не противоречит ГК РФ, отношения сторон регулируются общими положениями об обязательствах и договорах, а также условиями самого договора (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» и п. 7 постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»).

Таким образом, договор на предоставление конструктивного элемента здания хотя фактически и опосредует отношения между участниками гражданского оборота по пользованию определенной частью имущества, договором аренды он не является, а представляет собой непоименованный договор, предметом которого выступает возможность использования конструктивного элемента.

Следует иметь ввиду, что данный договор не порождает права аренды в отношении земельного участка или иного имущества, на котором располагается рекламная конструкция, поскольку не является договором аренды, а имеет отличную от него правовую природу. Предметом такого договора является предоставление права установить, а затем эксплуатировать рекламную конструкцию; заключение такого договора обусловлено требованиями вышеуказанного закона (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2011 по делу № А03-11280/2010, письмо ФАС России от 05.03.2012 № АК/6571).

Другие необходимые документы

Одновременно с заявлением на выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявитель также представляет проектную документацию на такую конструкцию и заключение независимой технической экспертизы о соответствии проектной документации установленным требованиям. До монтажа рекламной конструкции необходимо за два дня проинформировать Департамент средств массовой информации и рекламы г. Москвы. Информация о выданных разрешениях заносится в городской реестр рекламных конструкций (раздел 7 Правил № 795).

Помимо заявления по установленной форме, проектной документации, экспертного заключения, документов, подтверждающих полномочия заявителя, для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции необходимо также представить ряд других документов. Если рекламная конструкция размещается не на государственном или муниципальном имуществе, нужно представить следующие документы:

  • документы, подтверждающие право заявителя на занимаемый земельный участок, здание или иное недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция;

  • договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с лицом, обладающим имущественным правом на земельный участок, здание или иное недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция;

  • согласие собственников помещений в жилом доме и полномочия лица на заключение с владельцем рекламной конструкции договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на жилом доме;

  • дизайн-проект рекламной конструкции, предполагаемой к установке, утвержденный заявителем и согласованный с собственником имущества, к которому должна быть присоединена рекламная конструкция.

Указанный дизайн-проект должен включать в себя:

  • проектное предложение (фотомонтаж) места размещения рекламной конструкции (фотомонтаж выполняется в виде компьютерной врисовки конструкции на фотографии);

  • основные характеристики рекламной конструкции (длина, ширина, высота, основные материалы конструкции, форма конструкции, тип конструкции, способ освещения);

  • ортогональный чертеж рекламной конструкции (основной вид, вид сбоку, вид сверху — при криволинейной форме конструкции);

  • местоположение рекламной конструкции;

  • сведения о привязке рекламной конструкции по высоте к поверхности проезжей части, расстоянию от края рекламной конструкции до проезжей части с указанием предполагаемых надписей информационного поля и размеров шрифтов (в случае размещения рекламной конструкции в полосе отвода автомобильной дороги);

  • фотографии предполагаемого места установки рекламной конструкции, выполненные не более чем за один месяц до даты обращения за выдачей разрешения;

  • карту-схему предполагаемого места установки рекламной конструкции в масштабе 1:2000 с привязкой в плане к ближайшей опоре освещения или капитальному сооружению (кроме рекламных конструкций, установленных на зданиях, строениях и сооружениях, объектах незавершенного строительства);

  • проект рекламной конструкции, включающий заключение отдела подземных сооружений ГУП г. Москвы «Мосгоргеотрест», в случае установки рекламной конструкции на территории города Москвы с заглублением фундамента более 0,3 м, за исключением рекламных конструкций, устанавливаемых по результатам торгов в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций в г. Москве, или включающий заключение на несущие способности крыши здания, строения, сооружения, в случае установки крышной рекламной конструкции;

  • проект электроустановки конструкции (для конструкций, предполагающих наличие электроустановки);

  • заключение экспертной организации о соответствии проекта рекламной конструкции требованиям технических регламентов, строительных норм и правил (СНиП), Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), стандартам Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и другим нормативным требованиям;

  • заключение экспертной организации о соответствии проекта электроустановки конструкции требованиям технических регламентов, СНиП, ПУЭ, стандартам ЕСКД и другим нормативным требованиям (для конструкций, предполагающих наличие электроустановки).

Фотографии предполагаемого места установки рекламной конструкции представляются в следующем количестве:

1) не менее двух цветных фотографий для рекламных конструкций, предполагаемых к размещению на земельном участке. Фотофиксацию необходимо производить с двух противоположных сторон на расстоянии 150–180 м от конструкции. Фотофиксация должна отражать существующую градостроительную ситуацию и отображать окружающую застройку;

2) не менее трех цветных фотографий для рекламных конструкций, предполагаемых к размещению на зданиях, строениях, сооружениях. Фотофиксацию необходимо производить с двух противоположных сторон (слева и справа от предполагаемого места размещения конструкции) на расстоянии 40–50 м
и по центру с необходимого расстояния, захватывающего конструкцию целиком.

Отказ в получении разрешения и аннулирование разрешения

В выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть отказано, однако перечень соответствующих оснований является исчерпывающим (п. 15 ст. 19 Закона о рекламе):

  • несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

  • несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций);

  • нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

  • нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;

  • нарушение требований законодательства РФ об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, их охране и использовании;

  • нарушение правил проведения торгов при заключении договора в отношении государственного или муниципального имущества.

Помимо этого следует учитывать, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным или аннулировано (см. таблицу).

Таблица. Основания для аннулирвоания (признания недействительным) разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции

Аннулирование разрешения

Основания для признания разрешения недействительным

1

В течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения

Неоднократное или грубое нарушение рекламораспространителем законодательства РФ о рекламе — по иску антимонопольного органа

2

В течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции

Обнаружение несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента — по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов

3

Рекламная конструкция не установлена в течение года со дня выдачи разрешения или со дня демонтажа рекламной конструкции ее владельцем в период действия разрешения

Несоответствие установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций) — по иску органа местного самоуправления

4

Рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы

Нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа — по иску органа местного самоуправления.

5

Разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований к проведению торгов при размещении рекламной конструкции на государственном или муниципальном имуществе, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными

Несоответствие рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта — по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта

6

В случае нарушения требования об уведомлении Департамента массовых коммуникаций г. Москвы обо всех случаях возникновения каких­либо прав на рекламную конструкцию со стороны третьих лиц

 

Демонтаж рекламной конструкции

После окончании срока, на который выдано разрешение, либо его аннулирования или признания недействительным владелец рекламной конструкции обязан ее демонтировать.

Так, при невыполнении данной обязанности Департамент средств массовых коммуникаций г. Москвы вправе поручить местным органам власти выполнить демонтаж за счет нарушителя либо выдать ему предписание. За невыполнение такого предписания он также может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ.

Порядок демонтажа различается в зависимости от того, по какой причине прекращается право использовать рекламную конструкцию. Если она изначально была установлена незаконно, то возможен административный порядок, а в случае, когда разрешение было аннулировано, прекращено или признано недействительным, применяется только судебный порядок (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“»).

В любом случае за не демонтированную рекламную конструкцию ее владелец должен будет вносить плату, поскольку истечение срока действия договора или его прекращение по иным основаниям не освобождает его от обязанности оплатить фактическое использование рекламной конструкции, поскольку иное приведет к его неосновательному обогащению, что является недопустимым (постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.01.2014 № Ф03-6363/2013).

За основу расчета суммы неосновательного обогащения можно взять размер платы по прекращенному договору, при этом нарушитель должен доказать, что размер платы составляет меньшую сумму или что основания для ее взыскания вообще отсутствуют (ст. 65 АПК РФ). При необходимости может быть также назначена оценка рыночной стоимости платы за использование рекламной конструкции в соответствующий период.

Виды рекламных конструкций

На практике встречаются разнообразные виды рекламных конструкций.

Так, в столице Правилами № 795 предусмотрены различные виды рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках (щиты, афишные стенды, тумбы, сити-борды, сити-форматы) либо присоединяемых к объектам недвижимости (зданиям, сооружениям). Ко второму случаю относятся крышные рекламные конструкции и медиафасады (светопропускающие конструкции, монтируемые на поверхности зданий или на металлокаркасе.

При выборе рекламной конструкции необходимо учитывать перечень допустимых типов рекламных конструкций, которые возможно использовать на соответствующей территории (п. 4.3.4 Правил № 795). Например, по территории Ленинского проспекта допускается установка следующих видов рекламных конструкций: крышные конструкции в виде отдельных букв и логотипов, медиафасады, афишные стенды, сити-борды, щиты, тумбы, рекламные конструкции на кабинах таксофонов и/или многофункциональных таксофонных устройств, на киосках розничной торговли, на остановочных павильонах, на общественных туалетах, указатели с рекламными модулями.

Для того чтобы разместить медиафасад, требуется, чтобы соответствующий адрес места размещения был включен Департаментом средств массовой информации и рекламы г. Москвы в Дислокацию мест размещения медиафасадов (п. 3.1.14 Правил № 795). Если соответствующего адреса в указанном документе нет, заявитель не вправе использовать медиафасад для размещения рекламы. Он вправе обратиться с заявлением в Департамент средств массовой информации и рекламы г. Москвы с просьбой рассмотреть вопрос о включении его адреса в указанную дислокацию мест размещения рекламы.

Кроме медиафасадов на объектах недвижимости допускается также размещение крышных рекламных конструкций, которые размещаются полностью или частично выше уровня карниза здания или на крыше (п. 3.1.13 Правил № 795).

Допустимая высота такой конструкции зависит от этажности здания: так, например, при наличии в здании 24 этажей ее высота должна быть не более 6 м. Длина рекламной конструкции может составлять половину длины фасада здания при условии, что длина фасада составляет более 18 м.

Помимо медиафасадов и крышных рекламных конструкций размещение иных рекламных конструкций на объектах недвижимости не допускается, поскольку такая возможность не предусмотрена Правилами № 795.

Заявитель вправе использовать такую рекламную конструкцию, как указатели и вывески, содержащие информацию о нем или его арендаторах, профиле деятельности (например, аптека, ресторан, магазин, бильярд и т.д.), контактной информации, то есть информационные сообщения, не носящие рекламный характер и не направленные на привлечение внимания. Цель таких сообщений — довести до сведения потребителей информацию, на получение которой они имеют право в силу
ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Когда разрешение не требуется

Если содержание информационного сообщения не является рекламой (подп. 5. п. 2 ст. 2 и п. 1 ст. 3 Закона о рекламе), а представляет собой вывеску или указатель, не содержащие сведений рекламного характера и не имеющие целью привлечение внимания к ней, формирование или поддержание интереса к ней и продвижение на рынке, то специального разрешения на их размещение не требуется.

Как отмечается на этот счет в судебной практике, информация на вывесках и указателях, содержащих информацию, обязательную в силу закона или допустимую исходя из обычаев делового оборота, не является рекламой и не требует получения разрешения на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции (постановления Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 12627/13 и от 16.04.2013 № 15567/12).

Сюда также относятся простые изображения и фотографии, рисунки тех или иных продуктов, вещей, связанных с профилем деятельности предпринимателя, если не приводятся их индивидуализирующие признаки, что исключает рекламное продвижение конкретной продукции (например, изображение бутылки, кружки, техники, одежды и т.п.).

Порядок распространения такой информации может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории, поскольку согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе организация благоустройства территории городского округа, в частности вопросы внешнего оформления улиц и зданий (письмо ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13).

А вот указание информации о профиле деятельности организации с одновременным сообщением сведений рекламной направленности уже свидетельствует о необходимости получать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции: например, ведение судебных дел любой сложности, квалифицированная юридическая помощь и подобного рода информация, направленная на привлечение внимания клиентов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.03.2014 № Ф03-271/2014).

Также следует учитывать, что отсутствие необходимости получать разрешение на размещение вывески с информацией о компании, реализующей свои продукты, не исключает необходимость соблюдения иных обязательных требований, предъявляемых к оформлению такой вывески.

В частности, постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве» предусмотрены обязательные требования к высоте и длине информационных конструкций, к которым относятся вывески (п. 3.5), высота букв и знаков на них (абз. 5 п. 30), необходимость согласования дизайн-макета вывески с Москомархитектурой (п. 24) и др.