1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 204

Рекламные буклеты и расчет пропорции для НДС

Весной 2014 г. Пленум ВАС РФ разъяснил, что распространение рекламных материалов, которые не являются товаром, предназначенным для продажи, не признается объектом налогообложения по НДС. Этот вывод породил несколько вопросов. В частности, как в данном случае правильно заполнить декларацию по НДС и рассчитать пропорцию для применения вычета по НДС при осуществлении как облагаемых, так и не облагаемых операций. Ответ на этот и другие вопросы содержится в письме УФНС России по г. Москве от 16.12.2015 № 16-15/135217.

Позиция суда

В пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 (далее — постановление № 33) рассматривалась следующая ситуация. Организация бесплатно раздает рекламные материалы (например, каталоги и брошюры). Возникает вопрос: облагается ли такая операция НДС?

По мнению Пленума ВАС РФ, в данной ситуации объекта налогообложения не возникает. Это связано с тем, что им признается реализация на территории РФ товаров (работ, услуг) как на возмездной, так и безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

Таким образом, не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения по НДС, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых или реализуемых им товаров, работ, услуг в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве. Поэтому если компания раздает свои рекламные брошюры и буклеты, то и объекта для начисления НДС не будет, так как такая продукция не является товаром.

Вопрос о пропорции

Поскольку происходит передача рекламных материалов, и эта операция не является объектом налогообложения по НДС, возникает вопрос: нужно ли стоимость таких материалов отражать в Разделе 7 декларации по НДС и учитывать для расчета пропорции в соответствии с п. 4.1 ст. 170 НК РФ? Напомним, что в упомянутом Разделе 7 отражаются в том числе операции, не подлежащие обложению НДС, а также операции, не признаваемые объектом налогообложения по НДС.

Вот что на этот вопрос ответили московские налоговики. Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы «входного» НДС, предъявленные налогоплательщикам по товарам, работам, услугам, используемым как в облагаемой, так и в не облагаемой НДС деятельности, принимаются к вычету или учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства или реализации товаров, работ, услуг, соответственно облагаемых и не облагаемых НДС. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, работ или услуг, операции по реализации которых подлежат обложению или освобождены от обложения НДС, в общей стоимости отгруженных за налоговый период товаров, работ или услуг (подп. 4.1 ст. 170 НК РФ).

Таким образом, обязанность по ведению раздельного учета сумм «входного» НДС возникает тогда, когда у компании есть операции, облагаемые и не облагаемые НДС, в том числе операции, не признаваемые объектом обложения НДС согласно п. 2 ст. 146 НК РФ. Перечень операций, предусмотренный данной нормой Кодекса, является закрытым.

Операции по распространению рекламных материалов, о которых говорилось в п. 12 постановления № 33, в п. 2 ст. 146 НК РФ не указаны. Поэтому учитывать их для расчета пропорции, предусмотренной в п. 4.1 ст. 170 НК РФ, не нужно. По этой же самой причине указанные операции не следует отражать в Разделе 7 налоговой декларации по НДС.

Вопрос о вычете

Как показывает практика, при осуществлении рассматриваемых операций у компании возникает еще один вопрос. Как быть с суммой «входного» НДС, если рекламные материалы заказывались на стороне?

С этим вопросом разбирались специалисты Минфина России в письмах от 23.12.2015 № 03-07-11/75489, от 23.10.2014 № 03-07-11/53626 и от 19.12.2014 № 03-03-06/1/65952. В первых двух письмах они указали, что «входной» НДС со стоимости каталогов и брошюр принять к вычету нельзя, так как они не используются в операциях, облагаемых НДС. А в третьем письме пришли к выводу, что такой НДС можно учесть в стоимости каталогов и брошюр на основании подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ.

На наш взгляд, с отнесением «входного» НДС на стоимость приобретенных рекламных материалов не все так однозначно. Дело в том, что согласно подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ предъявленные суммы НДС учитываются в стоимости товаров в случае, если они приобретены для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ. Как мы уже сказали, рассматриваемая нами операция в этом пункте не значится. Не случайно налоговики в комментируемом письме указали, что такая операция не отражается в Разделе 7 декларации по НДС.

Получается, что формальных оснований для включения сумм «входного» НДС по рекламных каталогам и брошюрам в их стоимость нет.

По нашему мнению, в данном случае стоит рассматривать вопрос не о том, можно или нельзя включить сумму НДС в стоимость рекламных материалов, а о том, правомерен ли вычет НДС по такой операции.

Специалисты Минфина России, говоря о том, что вычет невозможен, аргументируют это тем, что бесплатное распространение каталогов и брошюр в качестве рекламы не является операцией, облагаемой НДС. Но с таким обоснованием можно поспорить.

Конечно, сама по себе раздача рекламных материалов потенциальным клиентам начисление НДС не генерирует. Однако рекламные мероприятия компании в принципе связаны с ее деятельностью, облагаемой НДС. Ведь реклама прямо направлена на увеличение оборотов организации, с которых и будет уплачиваться НДС. Следовательно, рассматриваемые нами операции все-таки связаны с деятельностью, облагаемой НДС, и значит, «входной» НДС по таким операциям можно принять к вычету.

Именно такой логикой судьи руководствовались в постановлениях Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12987/11, от 23.11.2010 № 9202/10 и от 25.10.2011 № 3844/11. И хотя эти судебные дела были по другим вопросам, выводы судов можно применить и к нашей ситуации. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12987/11 суд не принял довод налоговиков о том, что компания не вправе принять к вычету НДС, уплаченный подрядчику по демонтажу основных средств. Ведь данная операция напрямую связана с основной деятельностью компании.