Производители индейки накормят россиян

| статьи | печать

Производство индейки в РФ продолжает возрастать и по итогам 2014 г. может достичь 170 000—180 000 т в живом весе в секторе сельхозпредприятий, что на 35—40% больше, чем в прошлом году. Такие данные опубликовал Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Эксперты считают, что в настоящее время происходит переход производства индейки из нишевой стадии к стадии продукта массового потребления, который должен занять прочные позиции в регулярном рационе россиян.

По прогнозу ­ИКАР, по сравнению с 2013 г. прирост производства составит около 50 000 т в живом весе (+35—40%). Значительную часть этого объема добавят крупнейшие игроки рынка — «Евродон», «Дамате», ПФ «Задонская».

Однако и на этом уровне производства реализация проектов не прекратится. По оценке аналитиков, в случае успешной имплементации заявленных и реа­лизуемых проектов к 2017 г. производство индейки может превзойти 350 000 т. Из наиболее перспективных проектов с точки зрения дальнейшего рос­та эксперты выделили «Евродон», «­Дамате», Башкирский комплекс им. Гафури, птицефабрику «Задонская», а также находящийся на финальный стадии запуска мегапроект Группы «Черкизово» в Тамбовской области.

Среди сложностей, которые присущи данному рынку, эксперты отметили следующие. Во-первых, относительно более высокая конверсия корма повышает себестоимость производства в сравнении с производством бройлеров. В этой связи стоимость индюшатины в рознице близка к свинине, что создает дополнительную конкуренцию при выборе из этих видов мяса. Во-вторых, для области индейководства по-прежнему актуальна проблема племенной базы, значительная часть инкубационного яйца завозится из-за рубежа.

Отражается на рынке и ситуа­ция в экономике. По мнению Национальной ассоциации в области индейководческого хозяйства, за последние несколько месяцев затраты индейководов выросли в разы. Во-первых, за счет роста стоимости комбикормов. Во-вторых, из-за того что большая часть оборудования, а также племенного инкубационного яйца поступает из-за границы, что подразумевает расчеты в стремительно дорожающей валюте.

Например, из-за сложившейся экономической ситуации значительно подорожал проект «Рамонская индейка» (Воронежская обл.). Если изначально объем инвестиций планировался в размере чуть более 3 млрд руб., то сегодня из-за роста курсов доллара и евро этой суммы уже недостаточно. Европейское оборудование теперь обойдется инвестору (ТД «Хладокомбинат») в полтора раза дороже.

Другой индикатор рынка — цены на продукцию индейководства — тоже показывает рост. Например, в Казани вместо привычных 160 руб. за килограмм мяса индейки сегодня просят 220 руб. По словам гендиректора ООО «Татптицепром» Марса Алиева, одна из главных причин удорожания индейки — повышение цен на племенное яйцо, которое закупается за ­рубежом.

С данной проблемой сталкиваются многие российские производители индейки. Она не коснулась лишь индейководов, имеющих собственные репродукторы. Но даже они вынуждены следовать тенденции к повышению цен — в основном из-за стремительно дорожающих кормов.

Несмотря на ряд проблем, эксперты считают, что у индюшатины имеются хорошие перспективы на российском рынке. Завоевать свое место в рацио­не российского потребителя этот вид мяса может благодаря конкурентным преимуществам. Говоря о перспективах индюшатины, стоит отметить ее относительные преимущества. С одной стороны, индейка считается диетическим мясом, даже превосходит по некоторым параметрам курятину, с другой стороны, цена позволяет конкурировать с более дорогими свининой и говядиной. При этом потребление индейки в России не превышает 1 кг/чел в год, тогда как в развитых странах (США, ЕС, Израиль) более 5 кг/чел в год. Также не стоит забывать и про возможности экспорта этого мяса в развивающиеся страны. «Потенциал рынка индейки в России пока раскрыт не полностью и имеет высокие шансы иметь коммерческий успех», — заключили в ­ИКАР.