Депозитариев, страховщиков и потребкооперативы обяжут саморегулироваться

| статьи | печать

Группа депутатов Госдумы во главе с председателем Комитета по финансовому рынку вынесла на обсуждение коллег законопроект с новшествами в соответствующей сфере. Авторы документа предлагают сделать обязательным членство в саморегулируемых организациях (СРО) для некоторых участников рынка. В каждой сфере будет создана своя СРО, но такая организация может быть и комплексной — скажем, объединять под одной крышей страховщиков и ломбарды.

Законопроект № 652159-6 «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» (далее — законопроект № 652159-6) является не первой попыткой навести порядок в финансовой сфере страны.

Идея ввести саморегулирование в сфере финансовых рынков была закреплена в плане мероприятий («дорожной карте») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 19.06.2013 № 1012-р). Однако законотворческие попытки продвинуть эту идею в жизнь провалились: в конце 2013 г. на ОРВ был представлен минфиновский законопроект с одно­именным названием «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» (см. «ЭЖ», 2013, № 50, с. 09). На портале regulation.gov.ru эксперты закидали до­кумен­т виртуальными помидорами, а по итогам процедуры ОРВ он получил отрицательное заключение.

Два вместо множества, полтора вместо двух и 34 вместо 30

Минфиновский законопроект в доработанном после ОРВ варианте во многом, хоть и не во всем, схож с депутатским законопроектом № 652159-6 (пояснительные записки к ним написаны практически слово в слово). В любом случае, цель у них общая — ввести саморегулирование на некоторых финансовых рынках. Только перечень этих рынков различен. В новом законопроекте предлагается создавать СРО, которые будут объ­единять участников одного или даже нескольких финансовых рынков. К таким субъектам относятся:

  • брокеры;
  • дилеры;
  • доверительные упра­вляющие;
  • депозитарии;
  • регистраторы;
  • акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • специализированные депозитарии;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • страховые организации;
  • страховые брокеры;
  • общества взаимного страхования;
  • микрофинансовые орга­низаци;,
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • жилищные накопительные кооперативы;
  • сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • ломбарды.

Минфиновским законопроектом предлагалось в этот перечень включить также бюро кредитных историй, актуариев и рейтинговые агентства.

Еще одно существенное отличие двух проектов заключается в количестве СРО, «отведенном» для определенного финансового рынка, и пороге количества участников в них. Минфиновский проект декларировал множественность СРО одного типа, при этом порог количества участников устанавливал в 30%. То есть фактически даже при заявленной множественности на одном рынке могло бы существовать не более трех СРО с учетом того, что их участники могут выбрать членство лишь в одной организации. В новом же проекте порог выше — он составляет 34 %, а максимальное количество СРО на определенном рынке не должно превышать двух (что, исходя из нехитрых подсчетов, вполне логично).

Для организаций, уже действую­щих на момент внесения изменений в законодательство, Минфин предлагал отсрочить вступление в силу 30-процентного порога участия на два года. В нынешней версии законопроекта этот срок сокращен до полутора лет.

Несмотря на отличия, как первый, так и второй проект допус­кают объединение под крышей одной СРО представителей различных финансовых рынков, обязательность саморегулирования, наделение СРО данным статусом от имени Банка России, внедрение базовых и внут­ренних стандартов, передача отдельных контрольных полномочий мегарегулятора соответствующим СРО и т.д.

Предполагается, что законопроект № 652159-6 будет рассмот­рен депутатами в первом чтении уже до конца года.

Героем можешь ты не быть, но в СРО вступить обязан

Напомним, что согласно общему Федеральному закону от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» членство в таких организациях является добровольным, если законом не установлен его обязательный характер (п. 2 ст. 5). Участники финансовых рынков будут подпадать под действие как раз такого исключения: законопроектом предусмот­рено обязательное членство в СРО при ее наличии в соответствующем сегменте. Таким образом, участники финансовых рынков встанут в один ряд с арбитражными управляющими (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», оценщиками (ст. 15 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), аудиторами (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), актуа­риями (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 02.11.2013 № 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации»), а также компаниями, осуществляющими деятельность по энергетическому обследованию (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и инженерные изыскания, подготовку проектной до­кумен­тации и строительство (ст. 55.3 ГрК РФ).

Законопроектом устанавливаются условия, при выполнении которых некоммерческая организация может получить от Банка России статус саморегулируемой. Таких условий четыре:

  • СРО должна объединять не менее 34% участников соответствующего рынка;
  • наличие стандартов СРО, разработанных в соответствии с требованиями закона;
  • наличие органов управления и специализированных органов СРО, предусмотренных законом;
  • соответствие руководителя СРО квалификационным требованиям, установленным законом.

Действующий на рынке СРО мегарегулятор сможет передавать ­полно­мочия:

  • по надзору за соблюдением членами СРО требований нормативных актов в сфере соответствующего финансового рынка;
  • по аттестации руководителей членов СРО и их работников;
  • по получению от членов СРО отчетности (ее перечень устанавливает Банк России);
  • по утверждению программ квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на финансовом рынке;
  • по ведению реестра аттестованных лиц в сфере профессио­нальной деятельности на финансовом рынке.

Распределяться полномочия будут «по справедливости»: СРО одного вида Банк России должен будет передавать одинаковый объем полномочий.