Третий закон Ньютона в экономике

| статьи | печать

Согласно общеизвестной формулировке третьего закона Ньютона каждому действию всегда есть равное и противоположное противодействие. Взаимные экономические санкции, введённые Западом и Россией друг против друга, созвучны этому закону, правда, с оговоркой: да, большинство проигрывает, но могут быть и победители. Искать их надо либо среди наиболее рьяных акторов, воздействующих на политический процесс принятия и осуществления решений, либо среди тех, кто нейтрален и выжидает…

*****

Тема антироссийских санкций и ответных мер — без преувеличения, самая обсуждаемая. Дефицита в прогнозах (обоснованных или на уровне популистских предсказаний) среди российских публичных деятелей и экспертов нет.

Одни утверждают, что санкции — долгожданный фактор позитивного влияния на отечественную экономику. Следуя принципу «чем хуже — тем лучше», они наперебой бьют себя в патриотическую грудь, типа «нам всё равно!», занимаются «шапкозакидательством» и наперебой уверяют, что лично они не страшатся попасть в списки «невъездных» (как заявляли совсем недавно некоторые парламентарии). Заодно уверяют, что западным экономикам бумерангом будет нанесён чувствительный удар. Другие, напротив, предрекают нам чуть ли не экономический крах или как минимум дальнейший откат от группы лидеров.

Россия сделала ответный ход и ввела запрет на импорт некоторых продуктов питания из стран, поддержавших в западные санкции. Словно обоюдоострый меч, санкции разят участников процесса. В таблице 1 мы оценили для некоторых из них влияние возможного ущерба на размер ВВП.

Таблица 1. Прогнозируемый ущерб для стран, участвующих в антироссийских санкциях*

Страна

Ущерб (прогноз), млрд долл.

ВВП (ППС), млрд долл.

Доля ущерба, % ВВП

Украина

7

337

2,08

Дания

2,85

212

1,34

Финляндия

0,54

194

0,28

Испания

3,05

1391

0,22

Греция

0,55

266

0,20

Польша

0,96

817

0,12

Канада

1,8

1526

0,12

Италия

0,94

1808

0,052

Франция

0,99

2278

0,043

Австралия

0,28

1000

0,03

Германия

0,70

3233

0,027

США

0,72

16 800

0,004

* При расчёте доли ущерба (% ВВП) использованы данные Международного валютного фонда по ВВП (ППС) в миллиардах долларов (2013 г.) и «Московского комсомольца» от 13 августа 2014 г.

Как и следовало ожидать, в целом основное негативное влияние санкции уже оказывают (дальше — больше) на небольшие экономики, для которых торгово-экономические отношения с Россией достаточно значимы: от десятых долей до процентов ВВП. Среди них страны Скандинавии, Прибалтики, а также Испания, Греция, Польша. В разы меньше санкции скажутся на развитых экономиках Германии, Франции, Италии. Наконец, в десятки раз менее чувствительными они будут для экономики США.

Информация к размышлению

Война санкций сократит в текущем году экспорт немецкой промышленности в Россию на 20—25%. За 1-е полугодие поставки немецкой продукции в Россию упали на 15,5%, на Украину — на 32%. В денежном отношении соответственно на 2,8 млрд и 800 млн евро.

«Неуверенность и задержки с поставками означают, что российские покупатели один за другим начинают искать себе поставщиков в других странах. Мы опасаемся, что крупная доли торговли с Россией перейдёт к Азии и Латинской Америке», — полагает Экхард Кордес, глава Восточного комитета германской экономики, бывший гендиректор торговой сети Metro (Inopressa, 26 августа 2014 г.)

В ЕС подсчитали: продуктовые санкции могут стоить производителям почти пять млрд евро, или примерно 6,6 млрд долл. в год (NEWSru.com/В мире, 3 сентября 2014 г.).

Нельзя не отметить, что наиболее проигравшей страной оказывается рвущаяся в Евросоюз Украина, по которой антироссийские и ответные санкции бьют буквально наотмашь. Последствия «санкционной войны» могут оказаться для Украины без преувеличения катастрофическими.

Не приходится удивляться, что в максимально возможном выигрыше оказываются США: 720 млн долл. потерь для почти 17 трлн долл. ВВП — капля в море. Прочие союзники теряют многократно больше, особенно «самое слабое звено» — Украина — 7 млрд долл.

Многие эксперты полагают, что введение санкций — прямое нарушение правил ВТО. В любом случае, чем дольше будет продолжаться это противостояние, тем больше американская выгода и тем теснее Украина привязывается к США. Говоря языком диалектики, крайности сходятся.

*****

Примеры взаимовлияния санкций на экономики разных стран представлены на рис.1—3 (Forbеs, 27 августа 2014 г.). В российской промышленности затронуты нефтегазовая отрасль (ограничены поставки оборудования для добычи сланцевой нефти, глубоководного бурения и работы на шельфе), финансовая сфера (запрет на заимствования сроком более 90 дней для подконтрольных государству банков и корпораций — ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка, Банка Москвы, Внешэкономбанка, «Роснефти», «Новатэка», Объединенной судостроительной компании) и др.

Рисунок 1. Структура лицензированного экспорта из США в 2013 г.

Информация к размышлению

Сергей Алексашенко, экономист, первы зампред правления Центробанка в 1995—1998 гг.: «Глава Минэконмразвития Алексей Улюкаев признал, что “Роснефти” нужны деньги — это, собственно говоря. Подтверждение тому, что санкции начинают работать, что не только российские банки государственные, но и крупные компании не имеют возможности привлечь деньги на внешних рынках…. правительство бросилось… раздавать всем деньги…» (http://echo.msk.ru/programs/personalno/1386924-echo/).

Ранее сделанный вывод, что именно США получают наибольшие дивиденды (экономические, политические, технологические и пр.), вполне подтверждается. Потеря 1,5 млрд долл. вследствие запрета на передачу России важных высокотехнологичных разработок составляет не более 9% лицензированного экспорта и 0,7% общего экспорта (11 из 1580 млрд долл.).

Финансовые потери для европейских поставщиков куда существеннее.

Рисунок 2. Европейские страны — поставщики продукции машиностроения в Россию

Рисунок 3. Европейские страны — поставщики электроники и электрооборудования в Россию

Сокращение машиностроительного экспорта и поставок электрооборудования и электроники может достигнуть в текущем году 20%. Понятно, что последует падение промышленного производства в смежных отраслях. К этому следует добавить и неизбежное сокращение рабочих мест, что грозит общественным недовольством (в той или иной степени проявляющимся уже сейчас) и ростом социальной напряжённости.

Таким образом, снижается ВВП стран-экспортёров и тормозится экономический рост основных европейских конкурентов американских компаний, прежде всего, немецких. В очередной раз подтверждается не только очевидная политическая заинтересованность, но и экономическая выгода США — главных инициаторов «санкционной войны».

Информация к размышлению

Наибольшие потери может понести Польша, где торговый дефицит с учетом санкций может вырасти на 52%, или более чем на 1 млрд долл. — до 3,2 млрд. Далее следуют Литва — запрет составил 4% экспорта, что составляет 3,8 млрд долл. и Финляндия — ухудшение торгового баланса на 12% или до 3,4 млрд долл. (NEWSru.com/Экономика, 5 сентября 2014 г.).

*****

Соответственно, на десятки миллиардов долларов по указанным позициям сократится и российский импорт. Обратим внимание, что обсуждение проблемы ускоренного импортозамещения и соответствующие решения напрямую не связываются с темой новой индустриализации. Думается, не случайно: в России нет комплексной программы промышленной индустриализации (не путать с явно конъюнктурными паллиативами фрагментарного характера).

Удивляться не приходится, ибо многолетние дискуссии, обсуждения и совещания экспертов, чиновников и учёных так и не привели к разработке полноценной стратегии развития…

Поэтому демонстрируемая ответная реакция власти на санкции — традиционно административная, а потому запаздывающая и малоэффективная по определению. С одной стороны, это будут отдельные, вынужденные, а не систематические действия. С другой — когда горит, заливают всё подряд, а разбор полётов откладывают «на потом»… Если, конечно, не помешает следующий «пожар», что вполне ожидаемо.

На одном из недавних совещаний министр промышленности и торговли Денис Мантуров пообещал президенту 2% роста в промышленности в целом и 3% в обрабатывающих отраслях. Реальное же импортозамещение в ближайшие годы возможно только в отношении украинских товаров. Однако оно добавит к промышленному росту максимум 0,5%. Из других мер более заметный эффект способна дать значительная девальвация рубля — до 48 руб. за доллар (Slon.ru, 26 августа 2014 г.).

По мнению аналитиков ВШЭ, реальный источник масштабных государственных инвестиций в крупные отраслеобразующие предприятия — Фонд национального благосостояния. К этому склоняется и правительство. Распечатать «финансовую кубышку» призывали давно. И вот уже «Роснефть» просит на развитие 1,5 трлн руб. из ФНБ…

Информация к размышлению

1. В настоящее время размер российских резервов равен 8,6%. Многие давно задаются вопросом: а надо ли было изымать деньги из экономики и копить бюджетные резервы? Китай этого не делал и достиг темпов роста ВВП свыше 10% в год при инфляции значительно ниже российской. Именно для её сдерживания и невзирая на падающие темпы роста, в России была реализована монетарная политика.

Бюджетные фонды использовали для стерилизации денежной массы. Возврат таких денег в экономику противоречит данной концепции. Поэтому деньги годами лежали на счетах ЦБ РФ без движения. Их возвращение в оборот означало бы бюджетную эмиссию (Slon.ru, 25 августа 2014 г.).

2. Президент России Владимир Путин предостерег от излишнего расходования средств Фонда национального благосостояния: «С ФНБ нужно обращаться аккуратно. Давайте мы сначала по-хозяйски и эффективно распорядимся тем, что наметили израсходовать» (NEWSru.com/Экономика, 1 сентября 2014 г.).

*****

Встречные российские санкции, запрещающие поставки из стран «западной коалиции» отдельных видов продуктов питания, сопровождаются не только обязательными утверждениями официальных лиц о том, что власть не допустит спекулятивного подъёма цен и всемерно поддержит усилия по развитию отечественного сельского хозяйства.

Федеральная антимонопольная служба, Минсельхоз, Росстат непрерывно мониторят ситуацию, отмечая лишь незначительное сезонное повышение цен на продовольствие. Однако многочисленные факты свидетельствуют, что рост цен «вширь и вглубь» неудержимо распространяется в регионах и существенно влияет на размер кошельков граждан. В частности, поступают сообщения о росте цен на свинину, птицу, рыбу и сливочное масло.

Так, по данным компании X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), приведенным на заседании комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, красная рыба (лосось, форель, кета, горбуша) в августе уже подорожала у поставщиков на 10—12%, а в сентябре-октябре может подорожать еще на 20%. Поставщики лосося с Фарерских островов подняли цены на 60% для российских компаний — с 6,25 до 10 долл. за килограмм красной рыбы (NEWSru.com/Экономика, 29 августа 2014 г.).

Информация к размышлению

1. Депутаты-коммунисты внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, предполагающий наделение правительства РФ правом устанавливать предельные размеры торговых наценок на отдельные виды сельхозпродукции, включая товары первой необходимости. Для зерна, молока, овощей и другой первичной продукции наценка составит для производителей 45% от себестоимости, для переработчиков - 15%, для оптовиков - 10% и для розничной торговли - 15% от отпускной цены производителя или оптового продавца. Предусмотрено право регионов расширять перечень товаров, подпадающих под ограничение (NEWSru.com/В России, 28 августа 2014 г.).

2. Эксперты ФАС предложили запустить продовольственную адресную помощь для малоимущих. Идею поддерживает Минпромторг — это может быть эффективнее регулирования наценки магазинов («Ведомости», 2 сентября 2014 г.).

До настоящего времени Госдума отвергала предложения о госрегулировании цен на определённые группы товаров. Как отреагируют депутаты на подобную инициативу коллег, скоро узнаем.

В любом случае, административное рвение не должно расхолаживать и сбивать с толку. Не будет «ни легко, ни быстро». Продовольственный рынок резко, «одномоментно» сузился. Предложение сократилось, однако спрос пока остаётся неизменным.

Отсюда, с естественным запозданием, неизбежный рост цен. К тому же, возникновение одних «узких мест» раньше или позже приведёт ко многим другим проблемам даже там, где их ожидают меньше всего. Либо продукты, цены на которые регулировали централизованно, станут дефицитными, либо продавцы повысят цены на другие категории товаров. Аналогично поступят и производители.

Информация к размышлению

Константин Бабкин, сопредседатель Московского экономического форума: «Не думаю, что это (административный запрет повышения цен на продукты. — В.Т.) может повлиять на рост цен, разве что коснется отдельных продуктов, например, пармезана или каких-то еще элитных продуктов. Но цены на хлеб и молоко вряд ли изменятся, по крайней мере, не по причине санкций. Например, себестоимость зерна в хлебе составляет только 10% от всей цены, остальное – стоимость электричества, экономические и политические риски, закладываемые производителем и т.д, то есть 90% стоимости хлеба зависит от политики правительства. И если политика изменится, а к этому есть все предпосылки, то продукты еще и подешевеют» (http://me-forum.ru/media/news/3154/).

Одно из наиболее серьёзных последствий — предстоящий дефицит импортного пищевого сырья (овощного, мясного — говядина, баранина), на котором работают многие российские мясокомбинаты.

Для качественного замещения отечественной продукцией в сельхозпроизводстве нужны инвестиции, технологии хранения и переработки, подготовка специалистов, организация закупки и логистика распределения. Потребуются годы работы. Пока будет происходить замещение товарами, скорее всего, более низкого качества. Чтобы цены не оказались выше привычных, поставят административный заслон их росту. При этом пострадают самые незащищённые слои общества (https://www.facebook.com/viktor.sudarikov/posts/677759908971806).

Информация к размышлению

К 2030 г. в деревнях и селах останется 3—5% населения России, и это будут по большей части китайцы, считает Жанна Зайончковская, директор Центра миграционных исследований Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, ведущий российский эксперт по миграции и мобильности населения (Slon.ru, 26 августа 2014 г.).

*****

Рост цен негативно скажется на доходах населения и на потреблении. Экономический блок правительства понизил прогноз роста реальных зарплат на 2015 г. почти на порядок (с 1,9 до 0,2%), а реальных доходов — втрое (с 1,3 до 0,4%). Это повлечёт заметное снижение розничных продаж — с 1,9% в 2014 г. до 0,6% в 2015 г. Ещё одна злободневная проблема, также сжимающая розницу — чрезмерная закредитованность населения. Но это — отдельная тема.

Прогнозируется спад инвестиций — в 2015 г. их рост не превысит 1,5%, а вся экономика вырастет не более чем на 1% (ожидаемый рост ВВП в 2014 г. — 0,5%).

Прогноз по инфляции на 2014 г. повышен с 6 до 7—7,5%, на 2015 г. — с 5 до 6—7%. Независимые экономисты такие оценки считают излишне оптимистичными. Глава центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева прогнозирует к концу 2014 г. инфляцию на уровне 9%, а к концу 2015 г. — порядка 7,3% (NEWSru.com/Экономика, 27 августа 2014 г.).

Минэкономразвития оставило неизменными прогнозы по курсу рубля на 2014—2017 гг. Целевой прогноз среднегодового курса доллара на 2014 г. — на уровне 35,5 руб., на 2015 г. — 37 руб., на 2016 г. — 38 руб., на 2017 г. — 38,8 руб. («Финмаркет», 26 августа 2014 г.).

*****

Опрос Левада-Центра (табл. 2) показал: каждый пятый россиянин считает, что санкции ударят по нему лично. Однако большинство россиян поддерживают введение ответных санкций, в том числе запрет европейских овощей и фруктов. Растёт число тех, кто полагает, что Россию окружают враги, и тех, кто убеждён: страну стали больше уважать на Западе («Независимая газета», 8 августа 2014 г.).

Таблица 2. Следует ли России вводить ответные санкции против зарубежных компаний, %

Определённо да

39

Скорее да

33

Скорее нет

12

Определённо нет

6

Затрудняюсь ответить

10

«Независимая газета», 8 августа 2014 г.

Результаты опроса читателей газеты «Экономика и жизнь», выполненного аналитическим центром «ЭЖ», также свидетельствуют о высокой поддержке в российском обществе ответных санкционных мер (табл. 3).

Таблица 3. Считаете ли вы разрабатываемые меры и предпринимаемые действия российского правительства адекватными складывающейся ситуации, %

Да

48

Нет

46

Затрудняюсь ответить

4

Другое

2

Без малого половина ответивших действия правительства — ускорение экономики через крупные инфраструктурные проекты, импортозамещение, планируемое повышение налогов и практически неизбежное для граждан и бизнеса затягивание поясов — оценивают позитивно. Чуть менее (46%) сомневаются в эффективности проводимой политики.

Можно по-разному объяснять и с разной степенью доверия относиться к полученным результатам. Так, с одной стороны, ответные российские санкции ещё не привели к существенному для граждан росту цен на продукты питания, запрещённые к импорту. С другой — импортозамещение и инфраструктурные проекты действительно неотъемлемые составляющие проводимой экономической политики.

Нельзя, не подчеркнуть — в своих оценках общество разделилось почти поровну. Нельзя игнорировать значительное число тех, кто не считает правительственные мероприятия адекватными ситуации.

В условиях нарастающего политического и экономического противостояния важно не «наломать дров», как это не раз имело место в новейшей отечественной истории. Чтобы добиться реально судьбоносных свершений, необходимы непредвзятый и объективный анализ ситуации, системно продуманные, взвешенные решения и ответственные действия. «Санкции Запада в отношении России многим, в том числе и правительству РФ, открыли глаза на положение дел в стране... до нашего руководства дошло, что настало время начать развивать и поддерживать свое производство… Тема развития производства выходит на первый план… задача… в том, чтобы превратить временное явление этих санкций в новую долгосрочную политику правительства, направленную на развитие и поддержание производства в РФ. База подготовлена, мозги прочищены, теперь нужно предъявить конкретный и долгосрочный план» (Константин Бабкин, http://me-forum.ru/media/news/3154/).

Ещё более категоричен эксперт МЭФ Василий Колташев: «…российский капитал способен победить. Но — лишь если российская экономика превратится в образец роста, что совсем непросто политически. Требуется отказаться от старого экономического курса, создать широкий классовый блок и провести чистки либералов. Разве это невероятные вещи? В условиях внешнего давления и извлеченных уроков, они вполне возможны» (http://me-forum.ru/media/news/3146/).

Важно при этом помнить, что ситуации типа «нет экономики — нет инфляции» и тому подобные — однозначно не про нас.

*****

У России есть необходимый потенциал (интеллектуальный, ресурсный, финансовый и т.д.). Но скажем откровенно: условия для успешного развития страны ухудшились. К тому же опыт российских реформ за последние четверть века пока к оптимизму не располагает…

И всё же, задаваясь вопросом «Кто виноват?», каждому следует хотя бы разок взглянуть в зеркало…