1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1519

Законодательство о страховых взносах поправили

Президент России подписал Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ, который внес значительные изменения в законодательство об обязательном страховании. Поправки вступят в силу с 1 января 2015 г. В решении многих спорных вопросов поставлена точка. Об основных новациях — наша тема номера.

Для отсрочки (рассрочки) появились свои правила

Наконец-то законодатели решили вопрос, связанный с предоставлением плательщикам отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафным санкциям.

История вопроса

Данная проблема возникла из-за того, что п. 11 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) предусматривает возможность предоставления такой отсрочки (рассрочки). При этом в данной норме сказано, что она дается в порядке и в случаях, предусмотренных федеральным законом. Но действующим законодательством такой порядок и случаи установлены не были. Получается, что право на отсрочку (рассрочку) было, но воспользоваться им плательщики взносов не могли.

В связи с этим на практике возникли многочисленные споры по применению п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ. В прошлом году спор дошел и до Президиума ВАС РФ. Высшие арбитры в постановлении от 16.04.2013 № 16929/12 пришли к выводу, что плательщикам страховых взносов отсрочка (рассрочка) не полагается. Обоснование следующее: ни Закон № 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусмат­ривающих механизм предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам. Поэтому у фондов нет возможности реализовать на практике положения п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ.

Заметим, что до появления вышеназванного постановления в арбитражной практике не было единодушия. Одни суды придерживались позиции, высказанной Президиумом ВАС РФ (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2013 № А75-5981/2012). Другие считали, что отказ фондов в предоставлении отсрочки (рассрочки) нарушает права плательщиков страховых взносов и в данном случае нужно действовать по аналогии с Налоговым кодексом (см., например, постановления ФАС Московского округа от 20.11.2012 по делу № А40-37497/12-99-192, Западно-Сибирского округа от 12.12.2011 по делу № А46-1483/2011).

Со следующего года пробел в законодательстве будет устранен. В Законе № 212-ФЗ появятся пять новых статей, регулирующих порядок предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки).

Кому положена отсрочка

В части 1 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ дано понятие отсрочки (рассрочки). Она представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии определенных оснований. Отсрочка (рассрочка) дается на срок, не превышающий одного года. При этом задолженность может быть погашена едино­временно или поэтапно.

На отсрочку (рассрочку) могут рассчитывать плательщики, финансовое положение которых не позволяет уплатить страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты взносов у них возникнет в течение срока действия отсрочки (рассрочки). Для предоставления отсрочки (рассрочки) должно быть выполнено хотя бы одно из следующих оснований (ч. 3 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ):

  • причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетного финансирования;
  • сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком товаров, работ или услуг.

Если отсрочка (рассрочка) предоставлена по вышеназванным основаниям, то на сумму задолженности проценты не начисляются. Исключение — сезонный характер производства и (или) реа­лизации. В этом случае на сумму задолженности по страховым взносам начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки (рассрочки). Основание — ч. 5 и 6 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ.

Отсрочка (рассрочка) предоставляется в отношении всей заявленной суммы страховых взносов по одному виду обязательного социального страхования, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии, и (или) по нескольким видам обязательного социального страхования. Что касается отсрочки (рассрочки) по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование, то она предоставляется по взносам на финансирование страховой пенсии при отсутствии на день подачи заявления о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки) задолженности по взносам на финансирование накопительной пенсии (ч. 4 и 7 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ).

Решение о предоставление отсрочки (рассрочки) выносит (ст. 18.3 Закона № 212-ФЗ):

  • по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование — территориальный орган ПФР по месту учета плательщика;
  • по взносам на обязательное социальное страхование — территориальный орган ФСС России по месту учета плательщика.

Кто отсрочку не получит

Перечень случаев, когда плательщик не может претендовать на отсрочку (рассрочку), приведен в ч. 1 ст. 18.2 Закона № 212-ФЗ. Их всего два.

Первый — в отношении плательщика ведется производство по делу о нарушении законодательства о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования.

Второй — если в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления для получения отсрочки (рассрочки), было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления.

При наличии таких обстоятельств решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения плательщик уведомляется в письменной форме в трехдневный срок со дня отмены. Если плательщик с этим не согласен, он может обжаловать такое решение.

Действия плательщика

Для получения отсрочки (рассрочки) плательщик должен представить в территориальный орган ПФР и (или) ФСС России (далее — органы контроля) соответствующее заявление (ч. 1 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ). К нему прилагаются следующие до­кументы:

  • акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
  • справка налогового органа, содержащая перечень всех открытых плательщику счетов в банках;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика в банках, а также о наличии у него расчетных до­кументов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных до­кументов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика в банках;
  • обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности;
  • до­кументы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки). Перечень таких до­кумен­тов установлен в ч. 2, 3, 4 и 5 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении выносится в течение 30 дней со дня получения соответствующего заявления (ч. 7 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ). По ходатайству плательщика может быть принято решение о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам (ч. 7 и 8 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ).

Если органы контроля вынесли положительное решение, то оно вступает в силу со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты страховых взносов, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Копия решения вручается плательщику в трехдневный срок со дня принятия такого решения (ч. 13 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ).

Прекращение отсрочки

Для прекращения действия отсрочки (рассрочки) предусмотрено несколько оснований:

  • истечение срока действия соответствующего решения (ч. 1 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ);
  • досрочная уплата всей причитающейся суммы страховых взносов и соответствующих процентов (ч. 2 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ);
  • нарушение плательщиком условий предоставления отсрочки (рассрочки) (ч. 4 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ);
  • в отношении отсрочки (рассрочки) по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование — наличие по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей в бюджет ПФР по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии (ч. 3 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ).

В последних двух случаях плательщик страховых взносов должен в течение одного месяца после получения соответствующего решения перечислить неуплаченную сумму задолженности по страховым взносам, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты включительно (ч. 5 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ). При этом неуплаченной суммой задолженности по страховым взносам признается сумма задолженности, определенная в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), уменьшенная на сумму фактически перечисленных взносов, пеней и штрафов. Обратите внимание: если отсрочка (рассрочка) предоставляется в связи с сезонным производством и (или) реализацией, то оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности по решению, увеличенной на сумму процентов за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически перечисленными суммами и процентами (ч. 6 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ).

Отчетность в электронной форме

Сейчас плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, должны сдавать расчеты в Пенсионный фонд и ФСС России в электронном виде (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Аналогичное требование предусмотрено и для сведений о персонифицированном учете. Оно содержится в абз. 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Правда, здесь речь идет не о среднесписочной численности работников, а о количестве застрахованных лиц, на которых подаются сведения. Кроме того, обязанность отчитываться в электронной форме установлена при предоставлении сведений на 50 человек и более.

В указанные нормы внесены изменения. Со следующего года лимит работающих снижен с 50 до 25 человек.

В части 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ содержится еще одна поправка. Уточнено, что расчеты в Пенсионный фонд и ФСС России, представляемые в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Откорректирован перечень необлагаемых операций

Комментируемый закон внес изменения в списки выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами. Поправки затронули как Закон № 212-ФЗ, так и Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ).

Выплаты при увольнении

Итак, изменены абз. 6 подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ и подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. В этих нормах речь идет о выплатах, связанных с увольнением работников. Сейчас такие выплаты не облагаются страховыми взносами, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Со следующего года перечень исключений будет расширен. Под обложение страховыми взносами попадут:

  • компенсации за неиспользованный отпуск;
  • суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • компенсации руководителю, замес­тителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превы­шающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Оплата проезда в отпуск «северных» работников

На сегодняшний день не облагается страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая организацией лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами. Если работник проводит свой отпуск за границей, то не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от мес­та отправления до пункта пропуска через границу РФ, включая стои­мость провоза багажа весом до 30 кг. Как видите, сейчас не подпадает под обложение взносами стоимость провоза багажа, только если работник отправляется в отпуск в другую страну. Такое правило содержится в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ и в подп. 8 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ.

С 1 января 2015 г. данные нормы изменятся. Взносы не надо начислять на стои­мость провоза багажа весом до 30 кг не только когда работник уезжает в отпуск за рубеж, но и при отдыхе на территории России. Кроме того, уточнено, что при отдыхе за границей стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг) рассчитывается от места отправления до пункта пропуска через границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль.

Командировочные расходы

Следующее изменение касается только страховых взносов, уплачиваемых на основании Закона № 212-ФЗ. По общему правилу при оплате организацией расходов на командировки работников как в пределах России, так и за рубежом не облагаются страховыми взносами суточные, в также фактически произведенные и до­кументально подтвержденные целевые расходы на служебные поездки. Конкретный перечень таких расходов содержится в ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Сейчас в этой норме содержится следующее требование: при непредставлении до­кументов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 168 Трудового кодекса порядок и размеры возмещения работникам расходов на командировки определяются коллективным договором или локальным нормативным актом по организации (исключение — государственные и муниципальные учреждения).

Со следующего года требование о нормировании расходов по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих до­кумен­тов исключено из ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Таким образом, если работник не привезет из командировки до­кументы, свидетельствующие о том, что он жил в гостинице, то стоимость такого проживания в полной сумме будет облагаться страховыми взносами.

Другие поправки

Федеральный закон от 01.04.96 № 27­-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Абзац 4 ст. 1

Уточнено, что страхователями являются родовые, семейные общины малочисленных народов не только Севера, но и Сибири и Дальнего Востока, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования

Федеральный закон от 24.07.98 № 125­-ФЗ «Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Пунк­т 1 ст. 20.1

Уточнено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, не выплачиваемые, а начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско­правовых договоров, если в соответствии с гражданско­правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167­-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Абзац 1 п. 1 ст. 7

Уточнено, что застрахованными лицами признаются иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ

Подпункт 10 п. 4 ст. 33

Уточнено, что право на применение пониженных ставок имеют организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность и применяющие ЕНВД, в отношение выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323­-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212­-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Часть 7 ст. 14

Уточнено, что если индивидуальный предприниматель, уплачивающий взносы в фиксированном размере и имеющий право на освобождение от их уплаты на основании ч. 6 ст. 14 Закона № 212­-ФЗ, осуществлял деятельность, то за неполный месяц соответствующей дея­тельности фиксированный размер взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца

Часть 7 ст. 15

Установлено, что страховые взносы рассчитываются и перечисляются в бюджет в рублях и копейках

Часть 6 ст. 16

Установлено, что физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, должны уплатить сумму страховых взносов в течение 15 дней со дня подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения деятельности

Часть 7 ст. 19

Исключен месячный срок, в течение которого органы контроля направляют в банк плательщика поручение на перечисление сумм страховых взносов

Части 6.1—6.3 ст. 24

Расширен перечень обязанностей банков. Так, предусмотрена обязанность банков выдавать органам контроля справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса от указанных органов

Часть 3 ст. 25

Уточнен срок, за который начисляются пени в случае неуплаты взносов, — со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыс­кания) включительно

Часть 3 ст. 26

Уточнен порядок сообщения плательщику о факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных взносов. Органы контроля могут сделать это в письменной форме или в форме электронного до­кумен­та

Часть 6 ст. 26

Уточнено, что плательщик может подать заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных взносов в письменной форме или в форме электронного до­кумен­та

Часть 10 ст. 26

Уточнено, что плательщик может подать заявление о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженнос­ти по пеням и штрафам в письменной форме или в форме электронного до­кумен­та

Часть 16 ст. 26

Уточнено, что органы контроля сообщают плательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в письменной форме или в форме электронного до­кумен­та

Часть 21 ст. 26

Установлено, что зачет излишне уплаченных сумм взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей страховых взносов, платежей по погашению недоимки и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика в письменной форме или в форме электронного до­кумен­та

Часть 5 ст. 27

Уточнено, что заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком в письменной форме или в форме электронного до­кумен­та

Часть 8 ст. 27

Уточнено, что органы контроля сообщаются плательщику о факте излишнего взыскания страховых взносов в письменной форме или в форме электронного до­кумен­та

Пунк­т 13 ч. 1 ст. 28

Дополнено, что плательщик имеет право получать отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в порядке и на условиях, установленным Законом № 212­ФЗ

Пунк­т 4 ч. 2 ст. 28

Уточнено, что плательщики могут представлять в органы контроля документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты взносов, в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной подписью

Часть 3 ст. 28

Исключена обязанность плательщиков письменно сообщать:
— о создании или закрытии обособленных подразделений организации;

— реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

Пунк­т 8 ч. 1 ст. 29

Расширены права органов контроля: они могут получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением плательщиками установленных Законом № 212-­ФЗ обязанностей

Пунк­т 10 ч. 3 ст. 29

Уточнена обязанность органов контроля по прие­му расчетов страховых взносов и подтверждаю­щих документов в электронном виде. В этом случае документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Установлено, что идентификация и аутентификация плательщиков осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно­технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в элект­ронной форме»

Часть 11 ст. 35

Уточнено, что срок выездной проверки в определенных случаях может быть продлен до четырех или шести месяцев

Части 11.1 и 11. 2 ст. 35

Введены основания для продления срока выездной проверки

Части 24—27 ст. 35

Введены правила проведения повторной выездной проверки

Часть 2 ст. 37

Уточнено, что плательщик может представить в органы контроля истребуемые документы в электронном виде, но они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью

Пунк­т 4 ч. 6 ст. 39

Исключено положение, согласно которому в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля должен выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом № 212­-ФЗ

Пунк­т 4 ч. 1 ст. 43

Уточнено, что иные обстоятельства, исключающие вину плательщика в совершении правонарушения, могут быть признаны только судом

Статья 44

Исключена норма об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение правонарушения

Статья 49.1

Введена ответственность за непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в орган контроля

Части 1 и 4 ст. 55

Уточнено, что плательщик может подать или отозвать жалобу в форме электронного документа, но он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью

Пункт 10 ч. 1 ст. 58

Уточнено, что право на применение пониженных ставок имеют плательщики, осуществляющие фармацевтическую деятельность и применяющие ­ЕНВД, в отношение выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011№ 323­-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению

Пунк­т 14 ч. 1 ст. 58

Уточнено, что право на применение пониженных ставок имеют плательщики, которые применяют патентную систему, но только в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в деятельнос­ти, указанной в патенте