1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 68019

Страховые взносы в 2014 году

С 2014 г. вступает в силу немало поправок, касающихся расчета и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды: проиндексировали базу для начисления взносов, продлили льготы отдельным категориям плательщиков. Но особенно «досталось» предпринимателям. Им уменьшили размер фиксированного взноса, но обязали дополнительно платить в ПФР 1% с дохода, превышающего 300 000 руб. за год. Более подробно об этих и других изменениях читайте в статье.

Увеличена база для начисления страховых взносов

Правительство РФ проиндексировало предельный размер базы для начисления страховых взносов. Коэффициент индексации базы составил 1,098 (постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»).

В 2014 г. предельная сумма выплат в пользу физических лиц, на которую начисляются страховые взносы, составит 624 000 руб. (вместо 568 000 руб. в 2013 г.).

Если выплаты в пользу физлица в 2014 г. превысят 624 000 руб., то с сумм, превышающих эту величину, плательщик должен перечислять только 10% в бюджет ПФР (если нет льготы, освобождающей от уплаты взносов с сумм свыше указанного предела). В данном случае речь идет о выплатах, являющихся объектом обложения страховыми взносами. Они перечислены в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов остались прежними

Законодатели продлили до 2016 г. действие основных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:

  • ПФР — 22%;
  • ФСС — 2,9%;
  • ФФОМС — 5,1%.

Соответствующие изменения в ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ внесены ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 333-ФЗ (далее — Закон № 333-ФЗ). До внесения изменений предусматривалось, что указанные тарифы действуют с 2012 до 2015 г.

Таким образом, нагрузка на плательщика страховых взносов осталась прежней — 30%.

Внимание!
Приведенные тарифы компании должны применять только в пределах базы для начисления страховых взносов.

Не изменились и тарифы страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В 2014 г. будут применяться тарифы страховых взносов, действовавшие в 2013 г. (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 323-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов» — далее Закон № ­323-ФЗ). Эти тарифы установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Действие норм, в соответствии с которыми предприниматели перечисляют страховые взносы с выплат и вознаграждений в пользу работников — инвалидов I, II и III групп в размере 60% от общеустановленных тарифов, также продлено (ст. 2 Закона № 323-ФЗ).

Продлено действие льготы

Плательщики, имеющие право на применение льготного тарифа по взносам (они уплачивают взносы только в ПФР — в размере 20) смогут применять его до 2018 г. (поправки в ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ внесены ст. 1 Закона № 333-ФЗ). Ранее было установлено, что льготный тариф действует в 2012—2013 г.

Напомним, что пониженный тариф страховых взносов в размере 20% распространяется на следующие категории плательщиков (п. 8, 10-12, 14 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

  • организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и занимающиеся видами деятельности, подпадающими под льготное обложение взносами (к примеру, образование, здравоохранение, строительство, производство некоторых видов товаров, розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами);
  • аптечные организации на ЕНВД, а также ИП, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и применяющие ЕНВД — в отношении выплат и вознаграждений, производимых в связи с осуществлением фармдеятельности;
  • социально ориентированные некоммерческие организации на УСН;
  • благотворительные организации, применяющие УСН;
  • индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему. Исключение составляют ИП, занимающиеся сдачей в аренду помещений, розничной торговлей и услугами общепита (для них льготы по взносам нет).

Введена единая платежка по взносам

Распределение тарифа пенсионных взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии закреплено в ст. 33, 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ).

В 2013 г. для перечисления страховых взносов на страховую и накопительную часть были предусмотрены различные КБК (приложение № 1 к Федеральному закону от 03.12.2012 № ­218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»):

  • на страховую часть пенсии — 392 1 02 02010 06 1000 160;
  • на накопительную часть пенсии — 392 1 02 02020 06 1000 160.

Начиная с 2014 г. оформлять два платежных поручения на перечисление страховых взносов на страховую и накопительную часть не нужно.

В соответствии с новой ст. 22.2 Закона № 167-ФЗ (введена п. 4 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2013 № 351-ФЗ — далее Закон № 351-ФЗ) уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется единым расчетным документом. Он направляется в ПФР на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением КБК, предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии. Следовательно, уплата страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии в 2014 г. осуществляется одной платежкой с указанием КБК для страховой части — 392 1 02 02010 06 1000 160.

Специалисты ПФР сами распределят общую сумму на страховую и накопительную часть. Учет страховых взносов, поступивших на выплату накопительной части трудовой пенсии, будет осуществляться на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрало застрахованное лицо (п. 1, 2, 3 ст. 3 Закона № 351-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона № 167-ФЗ).

Такой порядок применяется начиная с расчетного периода 2014 г.

Изменен порядок расчета взноса в ПФР, уплачиваемого предпринимателями «за себя»

В 2014 г. индивидуальные предприниматели будут по-новому рассчитывать сумму взноса в ПФР, уплачиваемую за себя. Размер страхового взноса теперь рассчитывается исходя из одного МРОТ и зависит от величины дохода, полученного ИП за год (изменения в ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ внесены ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 237-ФЗ — далее Закон № 237-ФЗ).

Если доход предпринимателя окажется меньше 300 000 руб., то страховой взнос рассчитывается по формуле:

МРОТ x 12 x 26%, где:

МРОТ (минимальный размер оплаты труда) — на начало 2014 г. установлен в размере 5554 руб. в месяц (Федеральный закон от 02.12.2013 № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»);

26 процентов — тариф пенсионных взносов, установленный п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ.

Подставляем эти значения в формулу и получаем: 5554 руб. х 12 мес. х х 26% = 17 328,48 руб.

Итак, если доходы ИП за год не превысят 300 000 руб., он должен перечислить в ПФР фиксированный платеж в размере 17 328,48 руб.

Напомним, в 2013 г. в расчете участвовал двукратный МРОТ, и взнос был почти в два раза больше (32 479,20 руб.).

Если доход ИП за год превысит 300 000 руб., предприниматель должен будет уплатить не только фиксированный взнос, но еще и перечислить в ПФР 1% от всех доходов, которые превысили 300 000 руб. (п. 2 ч. 1.1 Закона № 212-ФЗ):

МРОТ x 12 x 26% + 1% от доходов, которые превысили 300 000 руб. за год.

Размер дохода определяется по правилам НК РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общий режим, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН). К примеру, для «вмененщиков» базой для 1% будет вмененный доход, для работающих по патенту — потенциально возможный к получению доход. Если применяется несколько режимов налогообложения, то доходы от деятельности нужно суммировать. Об этом сказано в ч. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ (введена Законом № 237-ФЗ).

Страховые взносы за расчетный период (год) уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. А взносы с суммы дохода, превышающего 300 000 руб. — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ в редакции Закона № 237-ФЗ).

Пример

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, занимается нескольким видами деятельности, в том числе, розничной торговлей, по которой уплачивает ЕНВД. Доход за год составил:

    • по деятельности на ЕНВД (рассчитанный вмененный доход) – 250 000 руб.;
    • по остальным видам деятельности – 250 000 руб.

Общий доход за год составил 500 000 руб. (250 000 + 250 000). Сумма, превышающая пороговый размер дохода – 200 000 руб. (500 000 – 300 000). Предпринимателю нужно уплатить:

    • не позднее 31 декабря 2014 года – взнос в размере 17 328,48 руб;

не позднее 1 апреля 2015 года – взнос с суммы, превышающей пороговое значение – 2000 руб. (200 000 руб. х 1%).

Обратите внимание: законодательство предусматривает максимально возможную сумму страхового взноса. Максимальный размер определяется по формуле (ч. 1.1 в редакции Закона № 237-ФЗ):

МРОТ на начало года х 8 х 12 х 26%

Итак, максимальная сумма составляет 138 627, 84 руб. (5554 руб. х х 8 х 12 х 26%). Если общая сумма взноса (фиксированный размер плюс 1% от дохода, превышающего 300 000 руб.), окажется больше 138 627,84 руб., то уплатить нужно только установленный максимальный размер.

Отчитываться перед ПФР о полученных доходах предпринимателям не нужно. Эти сведения ПФР получит из налоговой инспекции. Налоговики направят сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период (год) не позднее 15 июня следующего года (ч. 9 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, введена ст. 2 Закона № ­237-ФЗ).

Налоговые органы будут также передавать в ПФР данные о выявленных при проверках нарушениях, которые ПФР сможет использовать для доначислений и штрафов.

Если суммы поступивших платежей пенсионных взносов не будут соответствовать сведениям о доходах, то есть будут уплачены в меньшем размере, чем следует, то органы ПФР направят предпринимателю требование об уплате недоимки, пеней и штрафов (ч. 11, 12 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, введены Законом № 237-ФЗ).

Фермерам уменьшили размер взноса

С 1 января 2014 г. применяется новый порядок расчета пенсионных взносов главами крестьянских фермерских хозяйств (ч. 2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ в редакции Закона № 237-ФЗ). Фиксированный размер пенсионных взносов определяется по формуле:

МРОТ х 26% х 12 х N (количество членов хозяйства, включая его главу).

От величины доходов размер взноса не зависит.

Напомним, что в 2013 г. главы КФХ уплачивали взносы за себя и за членов своего хозяйства, исходя из двукратного МРОТ.

Расчет взносов на обязательное медицинское страхование остался прежним

Расчет фиксированного взноса по обязательному медицинскому страхованию в 2014 г. не изменился. Он определяется по формуле (ч. 1.2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ):

МРОТ х 12 х 5,1% (тариф страховых взносов в ФФОМС).

Тариф страховых взносов в бюджет ФФОМС в 2014 г. остался прежним — 5,1 % (п. 3 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ в редакции Закона № 333-ФЗ).

Фиксированный взнос за 2014 г. с учетом нового МРОТ составляет 3399,05 руб. (5554 руб. х 12 х 5,1%). Размер доходов предпринимателя на расчет медицинских взносов не влияет.

Проекты

На момент подготовки статьи несколько важных документов, регулирующих уплату страховых взносов, еще не были утверждены. Но поскольку велика вероятность, что их подпишут до конца 2013 г., мы решили рассказать вам об изменениях, которые они предусматривают.

1. Изменятся условия применения пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных для организаций, осуществляющих деятельность в области IT. Порог средней численности работников, допускающий применение льготных ставок, понизится с 30 до 7 человек (поправки в п. 3 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ вносит проект Федерального закона № 385323-6 «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования„»). Предусматриваются ставки:

  • в 2010 — 2017 г. — 14%;
  • 2018 г. — 21%;
  • 2019 г. — 28%.

2. С 2014 г. вводятся дифференцированные дополнительные тарифы в ПФР для компаний, работники которых заняты во вредных и тяжелых условиях труда, признанных такими по результатам специальной оценки труда, проводимой в законодательно установленном порядке (см. таблицу).

Дополнительные тарифы страховых взносов (таблица)

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф
страхового взноса, %

Опасный

4

8

Вредный

3,4

7

3,3

6

3,2

4

3,1

2

Допустимый

2

0

Оптимальный

1

0

Нововведения предусмотрены проектами федеральных законов № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» и № ­337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».