Инвесторы разочарованы

| статьи | печать

Макроэкономические показатели I квартала 2014 г. вышли неубедительными: к примеру, рост промышленного производства в России замедлился до 1,4% год к году — в то время как было 2,1% в феврале. Инвес­торам это не добавляет оптимизма.

Негативное влияние на темпы роста промышленности оказывает сектор производства и распределения электроэнергии, газа и воды (–6,6% год к году в марте); ­обрабатывающий сектор остается в относительно хорошей форме (+3,5% год к году в марте против 3,4% в феврале), пишет в месячном обзоре макроэкономической ситуации банк «­Уралсиб».

В то же время динамика капитальных инвестиций по-прежнему отрицательная (снижение ускорилось до 4,3% год к году с 3,5% месяцем ранее), что негативно сказывается на строительных делах: –3,1% год к году.

Мощный отток капитала снижает реальные доходы населения: в марте вышло –6,8% в годовом исчислении. Но даже несмотря на сокращение доходов, потребители продолжают поддерживать оборот розничной торговли (+4% в годовом исчислении) — пытаются защитить сбережения от инфляции, конвертируя их в недвижимость (цены на московское жилье пос­ле долгой стагнации показали рост) и товары длительного пользования. Последняя тенденция в апреле уже выдохлась: покупатели не хотели ждать, брали что есть — и по данным Ассоциации европейского бизнеса, ведущей статистику продаж на авторынке, оборот рынка упал на 8%.

Экономический рост в I квартале 2014 г. составил 0,8% — против 2% в IV квартале 2013 г. Вроде бы умеренное укрепление рубля в последнюю неделю замедлило отток капитала, но в апреле снова были весьма слабые экономические данные, и теперь стоит ожидать, что во II квартале 2014 г. российская экономика сократится. Прогноз «Уралсиба» состоит в том, что будет замедление роста потребительского спроса в мае-июне.

Сезонно сглаженный ВВП в I квартале 2014 г. вырос на 0,5% квартал к кварталу, это означает, что экономика России в первом полугодии нынешнего года формально будет находиться в рецессии.

Она выйдет кратковременной, уже во II полугодии 2014 г. рост возобновится благодаря существенному сокращению оттока капитала, улучшению экономической ситуации в Европе и ограничению роста регулируемых тарифов.

Но восстановление роста во II полугодии 2014 г. будет в значительной мере зависеть от политической ситуации. Вероятность расширения западных санкций заметно возросла, что означает риски понижения мак­роэкономического прогноза на II квартал 2014 г. и, соответственно, годового прогноза рос­та экономики, составляющего сейчас 0,5%.

Аналитики Промсвязьбанка выделяют некоторые важные характеристики макроэкономической ситуации.

1. Рост промышленного производства замедлился за счет сокращения производства и распределения электро­энергии, газа и воды — на 6,6% в годовом выражении, а вот обрабатывающий сектор продолжает показывать хорошую динамику: +3,5% в годовом выражении. Это отрадный факт.

2. Капитальные инвестиции стали сокращаться быстрее — из-за значительного оттока капитала и резкого ослабления руб­ля, вызвавшим сокращение инвестиционного импорта.

3. Потребительский сектор остается главным фактором рос­та, несмотря на сокращение реальных доходов — на 6,8% в годовом выражении, но оборот розничной торговли продолжал расти.

4. Инфляция в апреле выросла до 7,3%, в годовом выражении ускорение ее продолжается уже четвертый месяц подряд. Промсвязьбанк прогнозирует, что потребительская инфляция к концу года замедлится до 5,2%.

Ситуацию с инфляцией рассмотрела Марина Лазуткина, руководитель Департамента развития коллективных инвес­тиций «БКС Премьер».

М. Лазуткина утешает: скорее всего, весеннее ценовое «обострение» долго не продлится. Фактор № 1 тут — продовольственная инфляция. Ее вклад в ускорение общей инфляции, по оценкам «БКС Премьера», составляет порядка 70—75%. «Локомотивом» инфляции с начала года стали продукты питания, особенно заметно выросли цены на молочную продукцию и свинину. В последнем случае скачок цен во многом связан с приостановкой поставок мяса из ЕС после вспышки африканской чумы свиней в Литве (а это около 15% российского рынка свинины). Цены на мясо, продолжает она, должны вскоре стабилизироваться альтернативными поставками, в том числе из США. С молочной продукцией ситуация сложнее. Растет стоимость кормов, дорожает переработка, и молоко с начала года подорожало на 6—8% (в апреле — на 2,4%), подчеркивает М. Лазуткина. Также в апреле резко подорожала плодоовощная продукция — в среднем на 3—6%. А ­абсолютный рекорд поставила капуста (+14,7%). Но здесь никаких неожиданностей, это сезонный скачок цен.

Летом, с появлением на прилавках нового урожая, цены пойдут вниз, констатирует эксперт.

Фактор № 2 — девальвация. Из-за ослабления рубля неизбежно дорожает импорт. По примерным расчетам, каждые 10% девальвации дают рост потребительских цен на 1,5%. В первую очередь дорожают продовольственные привозные товары.

В связи с последними тенденциями все чаще звучат предположения, что за год показатели инфляции значительно опередят официальные прогнозы. Однако, прогнозирует «БКС Премьер», не к концу года, а не далее чем в III квартале влияние продовольственной инфляции иссякнет, инфляция замедлится.