В командировку по электронному билету

| статьи | печать

Довольно часто для проезда к месту командировки и обратно сотрудники приобретают электронные билеты. В письмах от 29.08.2013 № 03-03-07/35554 и от 19.08.2013 № ­03-03-07/33656 Минфин России рассказал, как подтвердить расходы на проезд, если в маршрут/квитанции отсутствует отчество пассажира и оплата электронного билета производилась банковской картой.

Квитанция без отчества

При приобретении электронного авиа­билета пассажиру обязательно выдается маршрут/квитанция, которая представляет собой выписку из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок (п. 1 приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»). В числе ее реквизитов значатся сведения о пассажире (для внутренних перевозок — фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок — фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами). В этой связи возникает вопрос: можно ли в целях исчисления налога на прибыль расходы на покупку электронного авиабилета для внутренних перевозок документально подтвердить маршрут/квитанцией, в которой отсутствует отчество пассажира, если имеются все остальные реквизиты, установленные приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134?

В письме от 19.08.2013 № 03-03-07/33656 специалисты финансового ведомства разъяснили, что оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, является сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту. При этом они отметили, что исходя из положений п. 1 ст. 252 НК РФ, основанием для признания расходов на перелет могут быть и другие докумен­ты, косвенно подтверждающие произведенные расходы.

Итак, Минфин России сделал акцент лишь на обязательном указании в маршрут/квитанции стоимости перелета. При этом о наличии или отсутствии отчества не сказано ни слова. На наш взгляд, из разъяснений финансистов можно сделать вывод, что отсутствие отчества в маршрут/квитанции не будет препятствовать учету затрат на проезд в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, если в ней присутствуют остальные обязательные реквизиты и есть иные документы, которые косвенно могут подтвердить затраты на перелет. Ведь как было указано выше, в маршрут/квитанции указываются не только фамилия, имя и отчество пассажира, но и его паспортные данные. Следовательно, копия паспорта, приложенная к маршрут/квитанции, в которой отсутствует отчество пассажира, позволит четко идентифицировать человека, который осуществлял перелет.

В своих более ранних письмах Минфин России разъяснил, какими докумен­тами можно косвенно подтвердить расходы на перелет. Так, в информационном письме от 26.08.2008 «Об учете расходов на приобретение электронного билета в целях налогообложения налогом на прибыль организаций» специалисты финансового ведомства указали, что к ним относятся:

  • документы, подтверждающие направление сотрудника в командировку и его проживание там;
  • распечатка электронного билета или посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника в командировку (в частности, фамилия пассажира, маршрут, стоимость билета, дата поездки);
  • иные оправдательные документы, удостоверяющие факт пребывания работника в командировке.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 04.02.2009 № 03-03-07/3, от 21.08.2008 № 03-03-06/1/476, а также в письмах московских налоговиков (письма УФНС России по г. Москве от 15.12.2008 № ­­19-12/116256, от 07.07.2008 № 20-12/064113).

Оплата электронного билета банковской картой

Практика показывает, что бухгалтерии некоторых организаций требуют от командированных работников представить не только маршрут/квитанцию и посадочный талон, но также выпис­ку банка, подтверждающую оплату элект­ронного билета банковской картой. О том, насколько такие требования обоснованны, Минфин России рассказал в письме от 29.08.2013 № 03-03-07/35554.

Финансисты указали, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является докумен­том строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ. Об этом прямо сказано в п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». Поэтому маршрут/квитанции достаточно для возможности признания в целях налогообложения прибыли организации расходов на приобретение электронного авиабилета. При этом никаких дополнительных документов, в том числе выписки банка, подтверждающей оплату билета банковской картой, не требуется.

Отметим, что ранее в письме Минфина России от 05.02.2010 № 03-03-05/18 содержалось требование о предоставлении подтверждения кредитного учреждения, в котором работнику открыт банковский счет, о совершении операции с использованием банковской карты по оплате электронного билета. Но это требование базировалось на старых нормах законодательства, допускавших оформление маршрут/квитанций не на бланках строгой отчетности, поэтому сейчас оно неактуально, что и подтвердил Минфин России в комментируемом письме.