1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Полезное чтиво —Жилищный кодекс

Уже полгода мы живем по новому Жилищному кодексу Российской Федерации. До его вступления в силу жилищные отношения в России регулировались Жилищным кодексом РСФСР, утвержденным еще в 1983 году. Не каждый россиянин считает этот сборник нормативов своей настольной книгой. Но каждый рано или поздно сталкивается с проблемами, разрешение которых можно найти только на его страницах. Сегодня мы публикуем ответы специалистов Института экономики города на самые часто возникающие у людей вопросы.

С какого момента возникает обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги?

Новый Жилищный кодекс устанавливает необходимость не только своевременного, но и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Причем он распространяет эту обязанность как на граждан, так и на юридическихлиц — собственников жилых и нежилых помещений. Обязанность по внесению платыза жилье и коммунальные услуги наступает только с момента возникновения права собственности на него или заключения соответствующего договора, устанавливающего основания использования помещения, либо после предоставления его в установленном порядке члену жилищного или жилищно-строительного кооператива.

При этом Кодекс не содержит положений, устанавливающих момент возникновения обязанностей по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества много квартирного дома и платы за коммунальные услуги собственниками нежилых помещений. Представляется, что при решении споров о расходах собственников нежилых помещений на содержание общего имущества в многоквартирном доме и оплате предоставленных им коммунальных услуг судебные органы должны будут применять к данным правоотношениям нормы Кодекса, касающиеся внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по аналогии.

Каковы сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

Никаких изменений в сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги Жилищный кодекс не предусматривает: плата должна вноситься ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим. Новым является положение о возможности установления иного срока внесения платы договором управления многоквартирным домом.

Кодекс предусматривает в качестве существенного условия договора управления не срок внесения платы, а более широкое условие: порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

При этом стороны договора управления могут согласовать авансирование или предварительную оплату, что особенно актуально в отношении коммунальных услуг. Это связано с широко распространенной практикой авансовой системы оплаты управляющими организациями тепловой энергии, газа, холодной и горячей воды, услуг водоотведения ресурсоснабжающим организациям. При этом возможны варианты оплаты до наступления оплачиваемого месяца и в течение него.

Нужно ли платить за жилое помещение и коммунальные услуги, если помещение не используется?

Кодекс устанавливает обязательность внесения собственниками, нанимателями и иными лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги независимо от их использования или неиспользования. При наличии приборов учета расчет платы за соответствующие виды коммунальных услуг производится на основании их показаний, без какого-либо перерасчета, независимо от факта проживания в жилом помещении. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с перерасчетом платежей (но не обязательно с полным освобождением от соответствующей платы)за период временного отсутствия. Порядок такого перерасчета утверждается Правительством Российской Федерации. При этом часть коммунальных услуг, предоставление которых не прерывается при временном отсутствии (например, отопление в многоквартирном доме), все равно необходимо оплачивать.

Кто и в какие сроки должен информировать жильцов об изменении платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

Кодекс устанавливает обязанность наймодателя информировать в письменной форме нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также предельный срок предоставления такой информации. Аналогичная обязанность установлена Кодексом для управляющей организации в отношении информирования собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Предельный срок предоставления информации — непозднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в новом размере.

Какие меры могут быть применены к неплательщикам за жилье и коммунальные услуги?

Лица, не исполнившие или исполнившие ненадлежащим образом свои обязательства (несвоевременно или не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги), обязаны уплатить своему кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты. Ранее действовавший Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (ст. 155) устанавливал аналогичное значение в качестве предельного размера пеней.

Снижение размера пеней или их отмена не допускается. Уплата установленных Кодексом пеней производится независимо оттого, предусмотрены они договором или нет. Пени начисляются от не выплаченных должниками в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты включительно. При этом Кодекс запрещает увеличение установленного размера пеней.

Возможно ли управление многоквартирным домом несколькими управляющими компаниями?

Управление многоквартирным домом возможно только одной управляющей организацией. Это объясняется тем, что многоквартирный дом — это единый сложный объект недвижимости и управление им не может осуществляться несколькими управляющими организациями одновременно, поскольку при этом неизбежно принятие ими различных взаимоисключающих управленческих решений, что является недопустимым.