1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Покой всем только снится

Техногенные аварии и природные катаклизмы преследуют все народы и страны. И Россия не исключение: то рухнула кровля бассейна, то взорвался бытовой газ в жилом доме, то на нефтехимическом комбинате или на нефтебазе — резервуар с нефтепродуктами, а в шахте — метан. При этом люди погибают или получают травмы различной тяжести. По прогнозам специалистов МЧС, в ближайшие годы вал техногенных происшествий не прекратится. Противостоять им пытаются и государство, и сами предприятия, развивая управление рисками и систему безопасности.

Государственная политика

Сводки аварий и катастроф бесконечны. Тем не менее, как замечает Владимир Авдотьин — начальник отдела ВНИИГОЧС МЧС РФ, сегодня никто в России не может сказать, какой ущерб они наносят, не все можно оценить и измерить.

Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера сформулирована. Она содержит:

  • нормативную базу;
  • специальные научные исследования;
  • концентрацию ресурсов под федеральные целевые программы (ФЦП);
  • адаптацию органов управления и межведомственного взаимодействия;
  • контроль и надзор,
  • международное сотрудничество.

Несколько ФЦП уже разработано — до 2006 г. и до 2010 г. В качестве стратегических целей, в частности экономического развития России, они преследуют обеспечение устойчивых темпов роста ВВП. А это, в свою очередь, предполагает:

  • сокращение количества аварий и катастроф на объектах экономики;
  • сокращение максимального ущерба от ЧС и материальных ресурсов на их ликвидацию на 2—3% ВВП;
  • вывод из эксплуатации и перепрофилирование предприятий, не отвечающих действующим нормам промышленной безопасности.

Основная цель государственной политики заключается в обеспечении гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска. Под приемлемым понимается максимальный риск, который гражданин, общество и государство, принимая решение о своей жизнедеятельности, считают допустимым в определенный период времени.

Будни предприятий

Управление рисками на промышленных предприятиях тяготеет к обеспечению безопасности. И это понятно. Как предостерегает Александр Кирин — менеджер по оценке рисков департамента управления рисками и страхования ОАО «Аэрофлот», некоторые риски носят катастрофический характер, и не только в авиации.

К управлению любыми рисками необходимо подходить системно. Они должны быть на постоянной основе идентифицированы, оценены и ранжированы. Общая методология работы с рисками ОАО «Аэрофлот» включает три этапа:

  • выявление и оценка рисков;
  • выбор метода воздействия и принятие решения о воздействии на риск;
  • контроль результатов и корректировка действий (если необходимо).

Первостепенное значение имеет первый этап: в зависимости от точности идентификации риска определяется в том числе и состав работников — финансисты или пожарные обеспечат в большей степени безопасность в сложившейся ситуации.

Алексей Лебедев — генеральный директор ЗАО «Индустриальный риск» — подчеркивает, что приоритетную роль приобретает мониторинг. Его объекты — персонал, технологии, оборудование, документация, а применяемые формы — производственный контроль, внутренний аудит и страховой сюрвей (оценка ущерба и страховой пригодности). Однако страхование не покрывает ущерба риска, и это дорогой инструмент.

Поэтому необходима эффективная система риск-менеджмента. Она должна быть динамичной и адаптивной, содержать процедуры эффективного мониторинга и отчетности для формирования механизма «обратной связи». Система должна иметь компоненты оценки рисков, ответной реакции на них, включая планы реагирования на опасность. При этом необходимо опираться на информационные технологии, оперативно представляющие ретроспективные данные и текущую информацию, которые необходимо оценить, обработать и распространить по соответствующим каналам.

Такая система риск-менеджмента позволит снизить профессиональные и производственные риски, управлять затратами в рамках общей инвестиционно-финансовой стратегии компании, приобрести доверие потребителей и общественности, создать благоприятный имидж на рынке, улучшить отношения с официальными органами. Все это напрямую влияет на повышение акционерной стоимости компании.

Революционный пересмотр нормативной базы

Нормативная база, которая регламентирует промышленную безопасность, включает в себя:

  • Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (вступил в силу с 1 июля 2003 г.);
  • технические регламенты — устанавливают обязательные государственные требования к обеспечению безопасности;
  • национальные стандарты — формулируют рекомендации государства в соответствии с требованиями технических регламентов;
  • стандарты организаций — устанавливают внутренние процедуры и требования по обеспечению безопасности.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» (далее — Закон) изложены принципиально новые подходы к регулированию безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Он вводит новую категорию документов — технические регламенты, которые принимаются федеральными законами, постановлениями правительства или указами Президента РФ. Результатом реализации Закона станет перераспределение полномочий по правовому регулированию между органами исполнительной власти, органами законодательной власти и главой государства.

Основные идеи Закона заключаются в следующем:

  • минимально необходимые обязательные требования содержатся только в технических регламентах;
  • федеральные органы исполнительной власти лишаются возможности устанавливать обязательные требования в области технического регулирования;
  • технические регламенты и стандарты базируются на международно признанных стандартах.

Однако, как считает Елена Кловач, зам. Директора ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», не следует считать, что сфера технического регулирования является всеобъемлющей и что федеральные органы исполнительной власти вообще не будут принимать нормативные документы обязательного характера. Закон устанавливает, что техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений по установлению, применению и исполнению обязательных требований к объектам технического регулирования, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к объектам технического регулирования, выполнению работ или оказанию услуг оценки соответствия. Все остальное находится вне сферы технического регулирования, и Закон на это «остальное» не распространяется.

Процесс разработки технических регламентов идет крайне медленно и бессистемно. Уже очевидно, что срок их принятия (1 июля2010 г.) слишком мал для практически революционного пересмотра всей нормативной правовой и нормативно-технической базы в сфере технического регулирования.

Но даже при самых благоприятных условиях до 2010 г. необходимо еще дожить. А техногенные и природные катаклизмы следуют с неотвратимостью и жестокими последствиями.

Чрезвычайные ситуации

Доля составляющих (%)

Доля погибших (%)


2004 г.

I полугодие 2005 г.

2004 г.

I полугодие 2005 г.

Техногенные

68,5

72,58

92,8

65,8

Природные

25,9

22,85

3,0

15,06

Биолого-социальные

4,1

3,84

0,5

10,62

Террористические акции

1,5

0,73

3,7

8,52

Источник: ВНИИГОЧС МЧС РФ

Цели внедрения системы управления рисками:

✔ Повышение гибкости, адаптивности к изменениям:

  • организационной структуры управления предприятием;
  • национального законодательства;
  • других внешних и внутренних факторов.

✔ Рационализация деятельности через эффективную реализацию управленческих решений.

✔ Повышение эффективности производственного контроля.

✔ Создание эффективных предпосылок для автоматизации бизнес-процессов, связанных с управлением рисками и промышленной безопасностью.

✔ Соответствие международным стандартам.

Источник: ЗАО «Индустриальный риск»