1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1445

Расходы, осуществленные до регистрации ИП

Физическое лицо, намеревающееся начать предпринимательскую деятельность, несет определенные расходы, связанные с организацией этой деятельности. По разным причинам такого рода расходы могут возникнуть до регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

До получения свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо может, например, приобрести помещение для ведения предпринимательской деятельности, взять кредит в банке на развитие бизнеса. Так как указанные расходы направлены на осуществление предпринимательской деятельности, их хотелось бы учесть для целей налогообложения. Однако последствия такого учета могут быть не самые благоприятные.

Рассмотрим данную ситуацию на примере индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения.

Приобретение имущества

Вопросы о том, можно ли учесть расходы, если пока нет свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя, возникают у предпринимателей довольно часто. Минфин не перестает давать разъяснения по этому поводу, и его мнение вот уже на протяжении многих лет остается неизменным: финансы предпринимателя до его регистрации являются личными и к его бизнесу отношения не имеют.

Финансовое ведомство объясняет свою позицию достаточно просто: в момент приобретения имущества физическое лицо не являлось налогоплательщиком (письма Минфина России от 15.06.2006 № 03-11-05/144, от 04.07.2007 № 03-11-02/210 и от 04.04.2007 № 03-11-05/64). Поэтому если физическое лицо до государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя приобрело имущество, то расходы на приобретение не учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Если все же вы решите рискнуть и снизите налоговую базу на сумму расходов, осуществленных до регистрации в качестве предпринимателя, инспекция скорее всего с этим не согласится. Чтобы отстоять свою позицию, придется обратиться в вышестоящий налоговый орган, а в случае отказа подать судебный иск (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Арбитражной практики по данному вопросу практически нет. Но любопытно одно постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2008 № А56-20123/2007.

Дело заключалось в следующем.

Гражданин оформил с застройщиком договор о долевом инвестиционном участии, по условиям которого застройщик возводил многоквартирный жилой дом, а гражданин финансировал строительство в пределах своей доли.

Недвижимость была оплачена раньше, чем покупатель стал индивидуальным предпринимателем. Поэтому налоговый орган не согласился с тем, что предприниматель уменьшил доходы на расходы, связанные с приобретением нежилого помещения. Инспекторы доначислили сумму налога, а также штраф и пени. Предприниматель не согласился с таким решением и обратился в арбитражный суд.

Суд, занимая позицию налогоплательщика, указал, что он вправе учитывать эти расходы в порядке, предусмотренном подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Однако, на наш взгляд, данная норма здесь неприменима. В ней речь идет об отнесении на расходы остаточной стоимости основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения. Во-первых, в момент оплаты гражданин еще не был предпринимателем, значит, никакой режим налогообложения не применял и на УСН не переходил. Во-вторых, в приведенной ссылке речь идет об остаточной стоимости объектов. Но не понятно, как граждане должны определять остаточную стоимость основных средств.

Поэтому, учитывая спорность этого вопроса и неоднозначность мнений, предприниматель должен самостоятельно принять решение по поводу учета расходов, осуществленных до предпринимательской деятельности. Выбирая тот или иной вариант поведения, необходимо учесть все последствия своих действий.

Получение кредита

Не всегда в начале своей предпринимательской деятельности бизнесмену хватает личных денежных средств. Поэтому зачастую приходится привлекать средства заемные. Как быть в ситуации, если кредит получен раньше, чем свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя?

Подпункт 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ разрешает «упрощенцам» списывать в расходы проценты по кредитам (при объекте налогообложения «доходы минус расходы»). Дополнительных условий о том, что кредит должен быть получен при «упрощенке», не предусмотрено.

Минфин России придерживается на этот счет иной точки зрения. В своем письме от 25.08.2009 № 03-04-05-01/659 он рассмотрел ситуацию, когда предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, выплачивает проценты по кредиту, полученному до постановки на налоговый учет. Несмотря на то что кредит направлен на ремонт помещения, которое используется в предпринимательской деятельности, чиновники против списания таких расходов. Ведь кредит был получен до регистрации в качестве предпринимателя. А значит, проценты по нему не являются расходами, связанными с данным спецрежимом.