1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

КонфОП и АРБ предлагают создать институт финансовых омбудсменов

Освободить суды от сотен тысяч разбирательств по кредитным делам и одновременно защитить права потребителей с помощью финансовых омбудсменов предлагают Ассоциация региональных банков России (ассоциация «Россия») и Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП).

Десятки тысяч исков по кредитным делам ждут разбирательств в судах общей юрисдикции, арбитражных и мировых судах. По сведениям Верховного суда РФ, нагрузка на одного судью в судах общей юрисдикции в десять раз превышает нормативный показатель, в арбитражных — в пять раз. По статистике Высшего арбитражного суда РФ, в среднем по стране нагрузка на одного арбитражного судью увеличилась в 2009 г. с 41 до 56 дел в месяц. В арбитражных судах субъектов Федерации этот показатель вырос до 65 дел в месяц на одного человека в мантии.

Тем временем в 2008 г. задолженность физических лиц по кредитам возросла на 35,2%. Правда, в прошлом году, по данным Центробанка, в абсолютном выражении она сократилась на 11%. Видимо, возымело действие введенное летом 2008 г. ужесточение требований об обязательном информировании потребителей о полной стоимости кредита в годовых процентах.

Между тем в стране отсутствует практика внесудебного разрешения споров, применяемая во многих странах. Например, в Армении больше года действует Закон «О финансовом омбудсмене» («О примирителе финансовой системы»). За год в офис армянского банковского омбудсмена поступило 378 жалоб. 61% принятых к рассмотрению заявлений был решен в пользу потребителей. Финансовые организации Армении — банки и ломбарды — компенсировали клиентам более 26 млн драмов (свыше 2 млрд руб.).

Банки воспользовались ситуацией

В течение последних пяти — семи лет Россия пережила период бурного роста рынка потребительского кредитования. При этом многие кредитные организации не преминули воспользоваться противоречивостью законодательного регулирования банковской деятельности и сумели увеличить долговую нагрузку на своих клиентов. В частности, вводились дополнительные комиссии, высокие процентные ставки, допускались вполне законные оговорки, не всегда понятные заемщику. Все это происходило, естественно, на фоне поголовной финансовой неграмотности получателей кредитов. Особенно при оформлении сложного кредитного продукта. Например, до лета 2008 г. мало кто подозревал, что надо требовать сведения о полной стоимости кредита в годовых процентах.

По-прежнему нет закона о потребительском кредитовании, как нет законов о запрете ростовщичества (выдачи сверхдорогих кредитов населению) и банкротстве физического лица. Даже в Законе о Центральном банке Российской Федерации нет статьи о заемщиках, говорит вице-президент ассоциации «Россия» Олег Иванов. Есть статьи, предусматривающие защиту банков и вкладчиков, а о заемщиках нет. Он считает, что банки должны стать если не равноправными партнерами, то друзьями клиентов, в противном случае им уготована участь банкротства.

Отсутствует и институт саморегулирования бизнеса в сфере банковских услуг. Восполнить пробел предлагают ассоциация «Россия» и КонфОП путем создания бюро финансового омбудсмена.

Проект «Три на три»

Для построения в России системы внесудебного разрешения споров между кредитными организациями и физическими лицами — потребителями банковских услуг предлагается создать бюро финансового омбудсмена.

Инициатива получила название «Проект „Три на три“», поскольку подразумевает три этапа его реализации, а также участие третьего партнера — Ассоциации юристов России. Есть еще одна тройка — три принципа деятельности банковского (финансового) омбудсмена:

  • бесплатное обслуживание клиентов;
  • возможность подачи жалобы только после обращения в финансовую организацию, к которой есть претензии;
  • обязательность для финансовых организаций вынесенного омбудсменом решения.


Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что создание такого института — вызов времени. Это позволит ликвидировать негативный информационный фон вокруг рынка потребительского кредитования, вызванный практикой взимания скрытых комиссии и процентов.

По мнению президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, создание бюро омбудсмена качественно повысит имидж кредитных организаций в глазах общества. Он предлагает использовать наиболее близкий России опыт Германии, где механизм внесудебного урегулирования споров между банками и их клиентами экономит массу времени и значительно сокращает финансовые затраты, обязательные при разрешении спорных ситуаций в судах.

Рост кредитов населению в странах Центральной и Восточной Европы и России, % от предыдущего года

Страна

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Ежегодно в среднем

Румыния

258,9

58,3

80,0

83,8

82,1

38,7

100,3

Литва

98,2

96,4

86,8

69,3

57,8

20,6

71,6

Латвия

76,2

74,8

84,2

75,5

39,2

6,9

59,5

Болгария

80,7

74,8

58,4

30,6

52,2

31,4

54,7

Эстония

48,0

52,0

69,1

63,0

33,9

11,0

46,2

Венгрия

60,6

27,2

26,4

25,5

24,3

30,5

32,4

Чехия

30,9

32,7

32,5

29,4

34,3

21,5

30,2

Польша

13,6

11,6

24,0

34,4

38,6

14,8

23,8

В среднем по всем странам

38,6

26,79

35,57

39,35

39,36

32,16

35,31

Россия

121,0

116,4

96,2

78,3

57,8

35,2

84,2

Источник: МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ ОБЩЕСТВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Комментарий

Александр Турбанов,
генеральный директор Агентства
по страхованию вкладов

До реализации проекта «Три на три» надо решить три вопроса. Первый: убедить всех в необходимости создания института финансового омбудсмена. Второй: решить, как его вводить — на добровольной основе по договорам или в обязательном порядке по закону. Третий: определить правовой статус института омбудсмена и финансовые основы его работы.

Я считаю, что необходимо принимать закон. И вот почему. Как быть, если не все кредитные учреждения и другие финансовые организации согласятся выполнять решения омбудсмена? Ведь впервые о введении такого института в России заговорили шесть лет назад. Банки до сих пор молчат. А теперь посмотрите на ситуацию со страхованием вкладов. Почему при глобальном финансовом кризисе не выстраивались очереди в банках за снятием денег? Потому что все российские банки — участники рынка страхования. Именно поэтому я за принцип обязательности, вводимый федеральным законом. До его принятия конечно же можно отработать методику работы на добровольной основе.