Экспортный климат российской промышленности ухудшился

| новости | печать

А вот ее экспортные ожидания в ноябре, наоборот, повысились, отмечают эксперты.

Рассчитываемые Центром конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ композитные индикаторы экспортного климата обрабатывающей промышленности России в ноябре «согласия» между собой не нашли.

Напомним, речь о трех индексах. Первый — Индекс экспортного климата (ИЭК). Измеряется он в пунктах, значения 100 п. соответствуют нейтральному экспортному климату, заметно выше 100 — благоприятному, а заметно ниже 100 — неблагоприятному (депрессивному) климату. Второй — Индекс экспортных ожиданий (ИЭО) — измеряется в процентах, его значение выше 100 указывают на то, что ожидания менеджеров в отношении перспектив изменения внешнего спроса высоки относительно долгосрочного среднего уровня (100), в то время как противоположное верно для значений ниже 100. Наконец, третий индикатор — Индекс экспортных барьеров (ИЭБ) — тоже измеряется в процентах, но его значения выше 100 указывают на негатив, что уровень барьеров высок относительно долгосрочного среднего уровня (100), в то время как противоположное верно для значений ниже 100.

Так вот, ученые ЦКИ констатируют, что динамика экспортного климата российской промышленности в ноябре уходящего года получила негативный импульс, ускоривший темпы ее сокращения по сравнению с октябрем, который привнес слабую, но компенсирующую корректировку. В результате, произошедшее месяцем ранее преломление ниспадающей траектории индекса сменилось сменой координат и смещением ИЭК в диапазон самых низких значений, регистрируемых после мартовского спада: ИЭК в ноябре потерял 1,7 п., снизившись до 88,5 п. Сокращение индекса к февралю 2022 г. составило 15,4 п.

Авторы исследования отмечают, что ожидаемый на отечественных производствах спад внешнего спроса на выпускаемую продукцию косвенно транслирует обновленные экстремумы в понижательных трендах промышленной и, особенно, потребительской уверенности зарубежных стран (преимущественно Европейских). Например, в ноябре, критически низкие значения Индекса потребительской уверенности сохранялись в Греции (–51,9), Великобритании (–37,3), Словении (–37,2), Эстонии (–35,3), Словакии (–30,8), Кипре (–30,3), Австрии и Чехии (по –29,8 соответсвенно), Испании (–28,7) Ирландии (–28,5), Болгарии (–27,8), Германии (–25,1), Люксембурге (–23,5), Швеции (–23,2) и др. Одновременно по сравнению с октябрем рост темпов сокращения промышленной уверенности наблюдался в Чехии, Германии, Эстонии, Испании, Франции, Кипре, Латвии, Люксембурге, Венгрии, Австрии, Словакии, Финляндии, Швеции, Великобритании.

Наоборот, траектория экспортных ожиданий в ноябре, после однократного октябрьского отклонения, вновь взяла курс на восстановление утраченной динамики. Возникшее в предшествовавшем месяце одномоментное усиление пессимизма респондентов, обусловившее разворот индекса после пятимесячного поступательного восхождения, в ноябре прекратилось и сменилось более оптимистичными оценками, ставшими самыми благоприятными с марта.

ИЭО в ноябре компенсировал 0.4 п.п. и увеличился до 99,6%, достигнув самого высокого значения после мартовских 97,7%. Общая компенсация настроений составила 1.9 п.п.

Вместе с тем, эксперты ЦКИ отмечают, что все еще значительная неопределенность внешнеэкономической конъюнктуры сохраняет высокой вероятность формирования неустойчивых тенденций в динамике прогнозных ожиданий промышленности, как минимум в первые три месяца 2023 г.

Негативная динамика ИЭБ в ноябре не усилилась, но продолжала находится на одном из пиковых уровней, отражающих высокое напряжение на внешний спрос вследствие оказываемого давления.

ИЭБ по-прежнему фиксировался на максимально неблагоприятной отметке 102,1%, но при этом не превышал «потолок» значений всех предшествующих месяцев 2022 г.

Сохранение уровня негативной реакции на промышленных предприятиях, обозначившегося в июне нынешнего года, указывает на выработку адаптационных решений, которые в определенной степени позволяют сдерживать рост напряжения на фоне поступления внешних негативных импульсов, заключают ученые ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.