АССА и IMA: мировой ВВП может вернуться к докризисным значениям не раньше 2022 г.

| новости | печать

Глобальная организация, объединяющая специалистов в области финансов, аудита и учета, ACCA совместно с институтом IMA провели ежеквартальный опрос о состоянии мировой экономики (GECS) за IV квартал 2020 г. Более 3000 финансовых специалистов рассказали, как развивается бизнес и что может ожидать экономику в 2021 г.

Авторы исследования пришли к следующим ключевым выводам:

- «индекс страха» — опасения, что партнеры и клиенты могут выйти из бизнеса — стал несколько ниже показателей прошлого года, однако остается повышенным;

- уровень экономической активности остается ниже докризисных показателей;

- глобально число заказов, уровень безработицы и инвестиций демонстрируют скромный рост, но также остаются на докризисном уровне.

Взгляд в 2021 г.

Оценивая наступивший год, финансисты во всем мире разделились поровну — 50% респондентов в Азии, Северной Америке и Южной Азии ожидают устойчивый рост экономики во 2-м полгодии, в то время как вторая половина опрошенных не столь оптимистична. Больше всего в восстановлении экономики уверены финансисты Среднего Востока, где 54% респондентов ожидают рост уже в первой половине года.

Майкл Тейлор (Michael Taylor), главный экономист АССА, отмечает: «Прошлый год был худшим для мировой экономики за несколько десятилетий. В 2021 г. мы ожидаем увидеть ее восстановление, но насколько быстрое и когда произойдет стабилизация, сказать сложно. Старт позитивным изменениям, хоть и слабый, уже дан, и во многом дальнейшее развитие экономики будет зависеть от ситуации с COVID-19 и масштабов вакцинации».

Согласно исследованию АССА и IMA, Восстановление мировой экономики может проходить по нескольким сценариям. В негативном рост ВВП осложняется слабой уверенностью потребителей в завтрашнем дне, что обусловлено в первую очередь ростом безработицы в ряде стран. В данной ситуации даже к концу 2022 г. глобальная активность будет на 2% ниже докризисных показателей. Нейтральный сценарий подразумевает, что восстановление будет заметно уже в 2021 г., а к 2022-ому рынок достигнет предкризисных значений. Согласно оптимистичному сценарию, экономика восстановится уже к концу текущего года, но для этого необходимо скорейшее завершение пандемии и локдаунов ведущих экономик мира.

В целом, сокращение мировой экономики на 4,5% в 2020 г. имеет явный дезинфляционный эффект, так как слабый спрос способствует снижению затрат и стоимости.

Согласно отчету, Западная Европа продемонстрировала позитивный тренд в IV квартале, даже учитывая факт, что во многих странах, включая Великобританию, существенно снизился ВВП. Однако новый виток локдаунов в странах Европы может изменить данную тенденцию и удлинить путь к восстановлению экономики.

Прежним мир уже не будет

Александр Трошин, FCCA, внутренний аудитор компании Фармстандарт комментирует: «К сожалению, можно констатировать, что в мировой экономике IV квартал 2020 г. оказался провальным. Так называемая «вторая волна», как настоящий цунами, накрыла почти всю планету, унесла множество жизней и принесла новые локдауны, ограничения и экономический спад. Сбылись самые плохие прогнозы и опасения. Фондовые аналитики уже пишут о бегстве капиталов из развитых стран в Китай и другие государства, которые оказались устойчивее и организованней в борьбе с пандемией и “коронакризисом”».

Тем не менее, по словам эксперта, все с надеждой смотрят на 2021 г. в ожидании экономического чуда и бурного роста. Предпосылки есть: это и разгоняющаяся инфляция, и неожиданный рост фондовых рынков в IV квартале 2020 г. Победителями станут те страны, которые сумели найти хрупкий баланс между карантинными мерами и поддержанием экономической активности. Гонка уже началась, и в нее включился весь мир. Только это гонка не вооружений, а систем здравоохранения, способностей государств обеспечить масштабное вакцинирование и качественное и быстрое лечение своих граждан.

«В любом случае, мир уже не будет прежним. “Коронакризис” изменит глобальный расклад сил в мировой экономике. При этом возрастет ценность человека и как потребителя, и как производящей и креативной силы, особенно в странах и регионах, которые сумели повернуть ситуацию в свою сторону», считает А. Трошин.