ФАС предупреждает об ускоренной картелизации экономики и о рисках политики импортозамещения

| новости | печать

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила на своем сайте проект доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 г. Серьезных положительных сдвигов по сравнению с 2015 г. не обнаружено. Зато выявлено, говорится в докладе, увеличение опасности ряда экономических угроз, таких, например, как картелизация экономики. Нерадостное положение дел с развитием конкуренции в стране, по мнению авторов доклада, стимулирует замедление развития экономики и не способствует росту благосостояния граждан.

«Оценка состояния конкуренции в 2016 году, полученная в результате подготовки Доклада свидетельствует о сохранении в целом негативных явлений, имевших место в 2015 году, а также увеличении опасности ряда экономических угроз, таких, например, как картелизация экономики», - сказано в самом начале документа.

Исследователи полагают, что важным фактором негативного влияния на состояние экономики «продолжают оставаться государственно-монополистические тенденции в экономике, которые приводят к усилению роли монополий в экономике, усложняют конкурентную политику, усиливают монополистические тенденции в неконтролируемом государством экономическом пространстве... Эти процессы сопровождаются замедленными темпами приватизации, наличием у организаций с государственным участием значительного количества непрофильных активов и медленные темпы их реализации».

В прошлом докладе о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2015 г. ФАС обращала внимание на то, что в развитии экономики страны проявляются государственно-монополистические тенденции, характеризующиеся увеличением доли государства в экономике.

«Сращивание монополий с государством и прямое огосударствлениепроизводства являются неотъемлемыми свойствами государственно-монополистического капитализма», - напоминают известное правило авторы доклада.

Вот как это делается. Перед кризисом 1998 г. доля государства в экономике России оценивалась примерно в 25%. В 2008 г. – уже в 40-45%. К 2013 г. она превысила 50%. «Сегодня, по многим экспертным оценкам, она может превышать уже 60-70%. Следует отметить, что в 2016 году ситуация существенно не изменилась», - говорится в докладе.

В документе в очередной раз обращается внимание на то, что «фактором, отрицательно влияющим на развитие конкуренции, продолжает оставаться значительная доля хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, в российской экономике».

К таким компаниям относятся, в том числе унитарные предприятия, а также общества, в которых государство владеет более 25% акций.

Согласно статистике, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы5, количество унитарных предприятий, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) по состоянию на 01.01.2013 составило 11252 предприятия, а на 01.01.2016 – 23262 предприятий (за 3 года число предприятий увеличилось более чем в 2 раза). По состоянию на 01.01.2017 в ЕГРЮЛ содержатся сведения о 21034 унитарном предприятии, что лишь на 2228 меньше, чем год назад (10%). При этом в период с 01.01.2016 – 01.01.2017 было создано 632 унитарных предприятия.

ФАС отмечает, что некоторое уменьшение количества унитарных предприятий «не существенно и практически не влияет на общую значительную долю хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, в российской экономике».

По мнению ФАС, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.

ФАС обращает внимание вот на что. Если проанализировать отраслевую составляющую статистических данных Росстата о сферах деятельности унитарных предприятий, то можно заметить, что многие из них функционирует в конкурентных сферах. Например, по данным Росстата, в сфере розничной торговли, ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования количество унитарных предприятий на 01.01.2016 составило 1484, на 01.01.2017 - 1261.

В сфере сделок с недвижимостью, аренды и предоставления услуг число унитарных предприятий на 01.01.2017 составило 4695, из них:

- федеральных унитарных предприятий – 442, что составляет 34,5% от числа всех федеральных унитарных предприятий;

- на региональном уровне количество унитарных предприятий в данной сфере составило 499 – 20,5% от общего количества унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации;

- на муниципальном уровне – 3754, что составляет 24,6% от количества всех муниципальных унитарных предприятий.

«Таким образом, - пишет ФАС, - данная статистика демонстрирует отсутствие существенных изменений по сравнению с предыдущими годами и наглядно показывает, что значительное число унитарных предприятий созданы и функционируют в сферах с развитой конкуренцией».

В соответствии с Реестром субъектов естественных монополий по состоянию на 01.01.2017 из 6219 субъектов, внесенных в Реестр, 1127 (18,1%) являются унитарными предприятиями.

А вот декларируемая ликвидация унитарных предприятий осуществляется, но крайне медленно, причем нередко она проводится в форме реорганизации в иные формы организаций с государственным участием, что может свидетельствовать лишь о трансформации доли государства в экономике в иные формы хозяйствования.

По оценкам, содержащимся в заключении Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросу реформирования унитарных предприятий (2015 г.), производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. По мнению многих экспертов, вообще производительность труда в госсекторе намного ниже, чем в частных компаниях. Поэтому очевидно решение задачи по повышению производительности, о чем говорится на всех уровнях власти в последнее время – приватизация.

Вот как оценивает приватизацию в стране ФАС.

План приватизационной программы на 2014-2016 по сравнению с приватизационной программой на 2011-2013 претерпел изменения. Перечень активов, предполагаемых к приватизации остался практически прежним, тем не менее, в отличие от прошлой приватизационной программы на 2011-2013 годы сокращение доли участия Российской Федерации в уставных капиталах крупных компаний предполагает сохранение корпоративного контроля, а также возможность влиять на процедуры корпоративного управления, используя блокирующий пакет акций (25% + 1 акция).

«Таким образом, наблюдаются процессы замедления приватизации применительно к крупнейшим компаниям и отчётливо проявляющиеся в последнее десятилетие признаки асимметрии процессов огосударствления и приватизации, что приводит к расширению государственного сектора на фоне приватизационных процессов, его проникновение в конкурентные сферы деятельности, - говорится в докладе. - На муниципальном уровне процессы приватизации предприятий практически отсутствуют».

Далее ФАС пишет, что, «в большинстве случаев прослеживается, что такие (унитарные – «ЭЖ») предприятия не осуществляют какой-либо профильной деятельности, кроме сдачи соответствующих объектов в аренду».

Вывод очевиден: существование таких видов юридических лиц, как государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие негативно влияет на конкурентные сферы экономики.

Особое внимание ФАС уделяет доле государственного участия в сфере государственных закупок.

По данным Единой информационной системы в сфере закупок, пишет ФАС, в 15 рейтинге «топ 50» поставщиков за 2016 г. по сумме всех заключенных контрактов, общая сумма контрактов крупнейших поставщиков для государственных и муниципальных нужд составляет 1 006 311 млн. руб. – 15,7% от общей суммы закупок по размещенным извещениям за 2016 г. (6410450 млн.руб.).

Из указанных 50 поставщиков: 9 - являются унитарными предприятиями, 15 - хозяйствующих субъектов полностью находятся в государственной собственности, еще в 10 из них - доля государственной собственности превышает 25%.

«Таким образом, около 70% поставщиков (общая сумма контрактов указанных поставщиков составляет 669 616.5 млн. рублей) из 50 крупнейших по сумме всех заключенных контрактов за 2016 год поставщиков являются организациями, в которых государство принимает участие в той или иной форме», - резюмирует ФАС.

Особое внимание ФАС уделяет описанию относительно новой напасти - картелизации российской экономики.

В докладе сообщается, что ежегодно в стране выявляется все большее количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. В 2016 г. было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 дел о картелях, что на 18% больше, чем в 2015 г. (282 дела). При этом более 80 % дел по картелям – сговоры на торгах (298 дел), что почти на 30% больше, чем в 2015 г. (232 дела).

ФАС заверяет, что антиконкурентные соглашения, включая наиболее опасный их вид – картели – широко распространены во всех секторах российской экономики, в том числе имеющих стратегическое значение (распределение и добыча водных биологических ресурсов, поставка медикаментов и продуктов питания).

У российских картелей есть особые отличия от мировых. «Специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов, организаций и должностных лиц, совершение государственными служащими деяний, содержащих признаки преступлений (взятка, хищение, злоупотребление служебным положением) с целью сокрытия и (или) обеспечения заключения и исполнения антиконкурентных соглашений (Так, в 2016 году антимонопольными органами было возбуждено 262 дела о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что превышает показатели 2015 года на 15% (228 дел)».

Также ФАС указывает на то, что картели в стране успешно эволюционируют. К примеру, картели с целью поддержания цен на торгах изменились качественно. «Если до 2014 года в картелях на торгах, как правило, принимали участие не более 10 хозяйствующих субъектов и их деятельность обычно охватывала несколько закупочных процедур, то в 2015 – 2016 годах количество хозяйствующих субъектов, участвующих в одном картеле, исчисляется зачастую десятками, а количество торгов, охваченных деятельностью одного картеля, десятками и сотнями. Сами картели на торгах стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам: структурированность, устойчивость, распределение ролей», - говорится в докладе.

Антимонопольное ведомство отмечает, что картели оказывают крайне негативное влияние не только на сектор государственных закупок, но и на товарные рынки в масштабах отдельных субъектов Российской Федерации и страны в целом. «Так, например, антиконкурентное соглашение на закупках по перевозке нефтепродуктов в Чукотском автономном округе стало одной из причин существенного роста цен на горюче-смазочные материалы по сравнению с другими сопоставимыми регионами», - говорится в документе.

Ежегодный объем закупок в Российской Федерации для государственных нужд и нужд государственных компаний составляет свыше 30 трлн руб. «При том, что латентность картелей на торгах крайне высока и сопоставима с латентностью коррупционных преступлений, совокупный ущерб от деятельности всех картелей (на товарных рынках, при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний, при торгах по отчуждению государственного имущества и прав и т.д.) может достигать до 1,5-2% ВВП», - полагает ФАС.

Антимонопольная служба настаивает, что «Нарастание картелизации экономики как новый вызов экономической безопасности Российской Федерации требует адекватных мер со стороны государства и общества. Картели должны быть признаны одной из угроз экономической безопасности страны и включены в Стратегию экономической безопасности».

В докладе приводятся такие данные: органами внутренних дел в 2016 г. выявлено всего 3 картеля и возбуждено 3 уголовных дела по ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции) и ни одно из них не было направлено в суд.

Фас же выявила вот что. В сфере гособоронзаказа - более 100 хозяйствующих субъектов являются участниками картелей. «Так, например, в 2012 году ФАС России выявила картель по поддержанию цен на торгах по поставкам вещевого имущества для МВД, который действовал на протяжении нескольких лет и объединял 32 хозяйствующих субъекта. Схема работы картеля выглядела так: участники сговора подавали заявки на интересующие их лоты, затем делили их между собой, в том числе, используя некие «квоты», на торгах по каждому лоту один заранее определенный «собранием» участник побеждал по максимальной цене при неучастии остальных», - рассказывается в докладе.

Участники картеля были привлечены к административной ответственности, наложено штрафов на общую сумму около 15 млн. руб. К уголовной ответственности никто из участников картеля не был привлечен, несмотря на направленное в правоохранительные органы заявление о преступлении.

Через 4 года, в 2016 г. ФАС России был выявлен картель по поддержанию цен на торгах по поставкам вещевого имущества для нужд МВД России, ФСБ России и ФТС России, но в этом случае он объединял уже 90 организаций – это фактически все компании, действующие на этом рынке.

Выявлено 18 открытых аукционов в электронной форме, которые прошли в условиях сговора на общую сумму более 3,5 млрд руб. Некоторые участники картеля одновременно управляли 3-4 юридическими лицами и выставляли их на аукционы для создания видимости конкуренции на торгах. «В настоящее время ответчики по делу привлекаются антимонопольным органом к административной ответственности, также материалы направлены в МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела», - информирует ФАС.

В 2016 г. ФАС России продолжил проведение расследований в сфере ценообразования в строительстве. В 2016 г. службой возбуждено 168 дел об антиконкурентных соглашениях при выполнении строительных, ремонтных работ зданий и сооружений, а также при строительстве и обслуживании дорог на территории 59 регионов.

В 2016 г. территориальными органами ФАС России было возбуждено более 70 дел о картелях, которые в совокупности охватывают не менее трех тысяч региональных электронных аукционов по закупке медикаментов и медицинской техники, сумма доходов участников картелей составила десятки миллиардов рублей. Деятельностью картелей на закупках лекарственных средств и медицинских изделий охвачено 80 регионов страны. В числе закупаемых у участников картелей лекарств – препараты для лечения онкологических заболеваний, а также препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных и больных гепатитом В и С. «Зачастую, в деятельности таких картелей участвуют государственные заказчики. Так, Самарским управлением ФАС России выявлен картель с целью поддержания цены на торгах по техническому обслуживанию медицинского оборудования Самарской области, в антиконкурентном соглашении участвовало также областное Министерство здравоохранения», - пишет ФАС.

Судя по докладу ФАС, новые возможности для процветания картелей несет политика импортозамещения.

«Взвешенная и целенаправленная политика импортозамещения, рассчитанная на долгосрочную перспективу, должна способствовать росту российского высокотехнологичного производства, - говорится в докладе. - Однако, политика ускоренного импортозамещения, несмотря на кажущуюся в краткосрочном периоде пользу для российских производителей, может нести скрытые угрозы для экономики страны. Недостаточно продуманные и быстро реализуемые меры в долгосрочной перспективе могут привести к ограничению конкуренции и снижению эффективности функционирования товарных рынков».

Анализ мероприятий, реализуемых в рамках политики импортозамещения, пишет ФАС, показывает, что большинство из них в той или иной степени оказывают или могут оказывать отрицательное влияние на состояние конкуренции товарного рынка в виде:

1) ограничения доступа импорта на российский рынок путем:

-запрета и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых иностранными лицами для целей государственного и муниципального заказа;

- введения дополнительных административных барьеров в виде лицензирования и обязательной сертификации продукции;

- создания реестров отдельных видов продукции;

2) создания дискриминационных условий функционирования товарных рынков путем предоставления отдельным хозяйствующим субъектам различных преимущественных условий при наличии иных действующих хозяйствующих субъектов, как правило, посредством:

- определения единственного поставщика товаров, работ, услуг;

В качестве обоснования применения данной формы закупки в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ заказчик ссылается на необходимость оказания поддержки конкретному предприятию, реализующему импортозамещающую продукцию, а в некоторых случаях только планируемому осуществлять производство соответствующей продукции.

- заключения специального инвестиционного контракта;

Возможность заключения долгосрочных договоров с определенными производителями под гарантированные объемы поставок продукции посредством заключения специальных инвестиционных контрактов на освоение производства соответствующей продукции. В течение срока действия указанных контрактов в отношении инвестора действуют меры стимулирования, которые могут негативно повлиять на конкурентоспособность иных хозяйствующих субъектов.

- предоставления субсидий.

Предоставление субсидий отдельным отечественным производителям продукции ведет к сокращению доли действующих на товарном рынке других хозяйствующих субъектов, в том числе и российских, но не соответствующих требованиям, установленным для получения права на субсидию. Как следствие, рост цен на продукцию без изменения ее качественных характеристик.