О предоставлении с 01.01.2016 стандартного вычета по НДФЛ в двойном размере единственному родителю, на обеспечении которого находится ребенок-инвалид

Министерство финансов РФ письмо от 02.02.2016 № 03-04-05/4973
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Федеральным законом от 23.11.2015 № 317-ФЗ «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесено изменение в подпункт 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса, согласно которому с 01.01.2016 стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода родителю установлен в размере 12 000 рублей на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом.

Согласно абзацу двенадцатому подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Понятие «единственный родитель» может включать случай, когда отцовство ребенка юридически не установлено, в частности, если сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка вносятся на основании заявления матери.

Таким образом, единственный родитель, на обеспечении которого находится ребенок-инвалид, с 1 января 2016 года имеет право на получение стандартного налогового вычета на ребенка в двойном размере за каждый месяц налогового периода в размере 24 000 рублей при условии, что доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысил 350 000 рублей.

По мнению Минфина России, закрепленный Кодексом способ определения размера налогового вычета на каждого из детей, в том числе на ребенка-инвалида, не предусматривает их суммирования.

Как указывается в письме Минфина России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571, в случае когда письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН