1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 577

<О применении ЕНВД в отношении деятельности по розничной реализации кухонной мебели, изготовленной по заказу третьей стороной (сторонней организацией) из давальческого сырья заказчика (продавца)>

Министерство финансов РФ письмо от 11.11.2013 № 03-11-11/47985

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмот­рел обращение по вопросу о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

Согласно п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельнос­ти применяется в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 Кодекса).

В соответствии со ст. 346.27 Кодекса к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Обращаем внимание, что реализация продукции собственного производства, согласно указанной статье Кодекса, не признается розничной торговлей для целей применения единого налога на вмененный доход.

При осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной реализации кухонной мебели, изготовленной третьей стороной (сторонней организацией) из давальческого сырья заказчика (продавца), необходимо иметь в виду следующее.

Пунктом 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Исходя из ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (ст. ст. 702—729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст. ст. 730—739 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. ст. 779—782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Статьей 703 ГК РФ установлено, что по договору подряда могут выполняться работы по изготовлению или переработке (обработке) вещи либо выполняться другие работы с передачей их результатов заказчику.

При этом данной формой договора предусмотрено выполнение работ с использованием материала заказчика (ст. 713 ГК РФ). По итогам выполнения работ в рамках договора подряда, заключенного на изготовление вещи, подрядчик передает права на изготовленную продукцию заказчику (ст. 703 ГК РФ).

Согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовителем признается организация независимо от ее организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнителем согласно указанному Закону является организация независимо от ее организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавцом признается организация независимо от ее организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Нормы ГК РФ, регулирующие отношения подряда и возмездного оказания услуг, также различают заказчика и исполнителя (подрядчика).

Кроме того, в соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и пере­работку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

При этом к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи (реализации) товаров в розницу.

Таким образом, если организация и (или) индивидуальный предприниматель осуществляют розничную реализацию товаров, изготовленных по заказу третьей стороной в рамках договоров подряда или оказания услуг, при этом сами предоставляют только сырье (материалы, запасные части, комплектующие изделия и т.п.) и непосредственно не участвуют в производственном процессе, то такие организации и (или) индивидуальные предприниматели не признаются изготовителями указанных товаров, а осуществляемую ими деятельность следует рассматривать в качестве предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли товарами, изготовленными третьим лицом (при условии соблюдения положений гл. 26.3 Кодекса).

Если организация и (или) индивидуальный предприниматель ­реализуют товары, изготовленные по их заказам третьей стороной в рамках договоров подряда или оказания услуг, при этом участвуют в производственном процессе, связанном с изготовлением таких товаров (например, предоставляют исполнителю или подрядчику помимо сырья орудия труда, площади для производства, работников, разрабатывают эскизы ­продукции и т.п.), такую деятельность организации и (или) ­индивидуального предпринимателя следует рассмат­ривать в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, целью которого является извлечение доходов от осуществления розничной торговли продукцией собственного производства (изготовления), которая согласно гл. 26.3 Кодекса не признается розничной торговлей и подлежит налого­обложению в общеустановленном порядке либо в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 26.2 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Р.А. СААКЯН