1. Главная / Документы / Судебные решения 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| судебные решения | печать | 812

Постановление по делу № А68-2733/11

Федеральный Арбитражный Суд Центрального округа постановление от 05.04.2012

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2012 года

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зюбина Николая Николаевича на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.09.11 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.11 г. по делу № А68-2733/11,

установил:

индивидуальный предприниматель Зюбин Николай Николаевич (далее - Предприниматель) обратился в суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Тульской области (далее - налоговый орган) от 23.12.10 г. № 10-72, требования налогового органа № 5033 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.01.11 г.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.09.11 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение инспекции от 23.12.10 г. № 10/72 в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 19709,40 руб. за неполную уплату налога на доходы физических лиц, в виде штрафа в сумме 32352,40 руб. за неполную уплату налога на добавленную стоимость, в виде штрафа в сумме 3064,50 руб. за неполную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в виде штрафа в сумме 23,05 руб. за неполную уплату единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в виде штрафа в сумме 18,45 руб. за неполную уплату единого социального налога, зачисляемого в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.11 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить принятые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя налогового органа, просившего оставить жалобу без удовлетворения, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.

По результатам проверки составлен акт от 15.10.10 г. № 37 и принято решение от 23.12.10 г. № 10-72 о привлечении Предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 110335 руб.

Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить доначисленные налоги и начисленные пени.

На основании указанного решения Предпринимателю направлено требование № 5033 по состоянию на 27.01.11 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Решением Управления ФНС России по Тульской области от 11.03.11 г. № 23 решение налогового органа от 23.12.10 г. № 10-72 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Предприниматель, полагая, что решение от 23.12.10 г. № 10-72 и требование от 27.01.11 г. № 5033 нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

В соответствии со ст. 143 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг).

В силу п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном ст. ст. 171, 172 НК РФ.

При этом в силу п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения, согласно ст. 209 НК РФ, признаются доходы, полученные налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы налога на доходы физических лиц индивидуальные предприниматели имеют право на применение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав расходов, принимаемых к вычету, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 221 НК РФ определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 237 НК РФ налоговая база по единому социальному налогу налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения индивидуальными предпринимателями, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием доначисления Предпринимателю налогов послужили выводы Инспекции о необоснованном применении Предпринимателем налоговых вычетов по НДС, а также включении в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по НДФЛ и ЕСН, затрат по операциям с ОАО «Вираж», ООО «Ниан», ООО «Берикап», поскольку указанные контрагенты являются несуществующими юридическими лицами.

Налоговым органом в ходе контрольных мероприятий установлено, что в Федеральной базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков и Единого государственного реестра юридических лиц сведения о регистрации ОАО «Вираж», ООО «Ниан» и ООО «Берикап» отсутствуют.

Межрайонная ИФНС России № 4 по Липецкой области подтвердила тот факт, что ОАО «Вираж» ИНН/КПП 4820187046/482018689 не состояло и не состоит на налоговом учете в инспекции.

УФНС России по Воронежской области сообщило, что в региональной базе данных ЕГРН по состоянию на 09.04.10 г. сведения о постановке на налоговый учет ООО «Ниан» ИНН 3641095231, а также с другим ИНН отсутствуют.

УФНС России по Орловской области сообщило, что в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о регистрации юридического лица с наименованием ООО «Берикап», а указанный в запросе идентификационный номер 5748300017 имеет структуру, не соответствующую принятому программному алгоритму формирования ИНН, и, таким образом не мог быть присвоен налоговыми органами.

В силу положений п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51, п. 8 ст. 63 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

В силу п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Приказом МНС РФ от 03.03.04 г. № БГ-3-09/178 утвержден Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц.

В соответствии с абзацем 3 п. 2.1.2 указанных правил и условий налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП), внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать (направить по почте с уведомлением о вручении) заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица. В соответствии с абзацем 6 п. 14 Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 (в редакции Постановления Правительства РФ от 16.07.07 г. № 447), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП) и дата постановки на учет налоговом органе юридического лица включаются в государственный реестр на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков в порядке, установленном Федеральной налоговой службой.

Следовательно, указание продавцами в первичных учетных документах и счетах-фактурах ИНН, которые, по данным налогового органа, были присвоены другим налогоплательщикам либо фиктивны, свидетельствует о несоответствии этих документов требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ, ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и влечет для налогоплательщика негативные правовые последствия.

На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что накладные, счета-фактуры, выписанные ОАО «Вираж», ООО «Ниан», ООО «Берикап», не соответствуют требованиям действующего законодательства и не могут являться основанием для применения Предпринимателем налоговых вычетов и принятия расходов по операциям с указанными контрагентами.

Вместе с тем, Предприниматель претендует на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость за 2008 год и на признание профессиональных налоговых вычетов на основании представленных счетов-фактур и накладных, актов, документов по уплате товара, оформленных организацией ООО «Тулаавтотур», в том размере, в котором они не приняты по вышеуказанным организациям.

В подтверждение понесенных расходов налогоплательщиком представлен договор транспортной экспедиции № 17/08-а, заключенный между ООО «Тулаавтотур» и Предпринимателем, а также первичные документы (экспедиторские расписки, накладные, акты приема-передачи услуг, квитанции к приходным кассовым ордерам, кассовые чеки) за период август - сентябрь 2008 года.

Оценивая представленные Предпринимателем документы в подтверждение произведенных расходов, суды исходили из следующего.

Пунктом 1 ст. 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты, порядок применения которых определен статьей 172 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Кодекса.

Из изложенного следует, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий.

Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 26.04.11 г. № 23/11).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914 утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в пункте 7 которых определено, что покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

При необходимости внесения изменений в книгу покупок запись об аннулировании счета-фактуры производится в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений.

Согласно пункту 8 названных Правил счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.

Согласно пункту 4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - Порядок), являющемуся приложением к Приказу Минфина РФ от 15.10.09 г. № 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения», декларация составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента), а в случаях, установленных Кодексом, - на основании данных регистров налогового учета налогоплательщика (налогового агента).

Таким образом, общая сумма налоговых вычетов за налоговый период определяется на основании книги покупок, из которой данные о суммах налога на добавленную стоимость, предъявленного покупателю за налоговый период на основании конкретных счетов-фактур, переносится в налоговую декларацию, и таким образом в налоговой декларации идентифицируется сумма заявленных вычетов по конкретным продавцам (поставщикам).

Как установлено судами и следует из материалов дела, в книгу покупок за проверяемый период вместе с другими счетами-фактурами Предпринимателем были внесены счета-фактуры по организациям ОАО «Вираж», ООО «Ниан», ООО «Берикап», и с учетом сумм налога, предъявленных этими продавцами, была определена сумма налоговых вычетов за 3 квартал 2008 года - 2109560 руб.

При этом налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам ООО «Тулаавтотур» за спорные периоды 2008 года, Предпринимателем не декларировались, документы, подтверждающие налоговые вычеты, а также книги покупок с отражением счетов-фактур ООО «Тулаавтотур» при проверке не представлялись, исправления в книгу покупок не вносились, возражения, основанные на указанных документах, не заявлялись.

Статьей 221 НК РФ определено, что при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При отсутствии налогового агента профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, указанным в настоящей статье, при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода.

Судом установлено, что в реестре расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, приложенном к налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2008 год, наименование контрагента ООО «Тулаавтотур» также не указано. В книге дохода и расходов названный контрагент не отражен.

Кроме того, судами правомерно учтено то обстоятельство, что первоначально налоговому органу в подтверждение спорных сумм были представлены документы, отраженные самим налогоплательщиком во всех реестрах. Сведений же о контрагенте ООО «Тулавтотур» данные документы не содержали. Более того, документы в подтверждение услуг по доставке зерна включены в реестр начиная с 15.08.08 г. с подтверждением первичными документами ОАО «Вираж», ООО «Ниан», ООО «Берикап». Документы по контрагенту ООО «Тулавтодор» представлены с даты 04.08.08 г., которая в реестре документов, представленных самим налогоплательщиком, отсутствует.

На основании изложенного, суды обоснованно не приняли представленные налогоплательщиком по операциям с ООО «Тулавтотур» документы в подтверждение произведенных расходов и отказали в удовлетворении его заявления.

Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что требование выставлено на основании не вступившего в законную силу решения налогового органа, была предметом рассмотрения судами и ему дана надлежащая правовая оценка.

Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Предпринимателя по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления судов по изложенным в жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 16 сентября 2011 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2011 года по делу № А68-2733/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зюбина Николая Николаевича - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.