Указывать в объявлениях о вакансиях требования к полу, возрасту и другим личным характеристикам кандидатов нельзя — это может привести к штрафу

| консультации | печать
Наша компания ищет сотрудника на должность секретаря — помощника руководителя. Наш опыт показывает, что лучше всего с этими обязанностями справляются женщины старше 35 лет — они доброжелательны, исполнительны, не уйдут в декретный отпуск, а потом не будут постоянно брать больничный, как более молодые дамы. Кроме того, они, как правило, долго и стабильно работают в компании. Мы планируем разместить объявление с описанием вакансии на специализированных порталах, возможно, обратимся в рекрутинговую компанию и повесим объявление на входе в офис. Мы хотим уточнить требования («Требуется женщина, от 35 до 55 лет...»), чтобы кандидаты, не вполне отвечающие нашим пожеланиям, не тратили свое время на собеседование на работу, которую они, вероятнее всего, не получат. Но некоторые сотрудники говорят, что делать этого не стоит — якобы это дискриминация и за это могут оштрафовать. Так ли это?

Да, это действительно так, штраф возможен. Согласно п. 6 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким‑либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

За распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, компанию могут привлечь к ответственности, предусмотренной ст. 13.11.1 КоАП РФ, в виде штрафа для директора (как должностного лица) от 3000 до 5000 руб. и для самой компании от 10 000 до 15 000 руб.

Надо отметить, что практика привлечения по этой статье достаточно распространена, а оспорить штраф, как правило, нелегко.

Например, в одном деле (решение Мишкинского районного суда Курганской области от 25.05.2016 по делу № 12-8/2016) директора магазина оштрафовали на 3000 руб. за размещение на входных дверях магазина объявлений с информацией о свободных рабочих местах, содержащих ограничения дискриминационного характера по половому признаку. В другом деле (решение Центрального районного суда города Новосибирска от 01.02.2016 по делу № 12-103/2016) оштрафовали на 10 000 руб. издательство газеты, в которой было опубликовано объявление о вакансии «уборщица». Суд посчитал это объявление дискриминационным.

Еще в одном деле (решение Левобережного районного суда города Воронежа от 14.03.2016 по делу № 12-150/2016) к ответственности в виде штрафа в размере 3000 руб. привлекли индивидуального предпринимателя, на сайте которого была размещена информация о свободных рабочих местах, содержащая ограничения дискриминационного характера — по полу и возрасту потенциальных кандидатов.

Есть и другие интересные примеры. Так, в одном деле признали дискриминационным размещенное в печатном издании объявление о вакансии, в котором искали кандидата «без вредных привычек» (решение Осинского районного суда Пермского края от 21.12.2015 по делу № 12-212/2015).

Иногда проблема может возникнуть даже, казалось бы, в самом безобидном объявлении. Например, если работодатель ищет водителя с собственным автомобилем. Иногда суды считают даже это ограничением дискриминационного характера — когда отдельным соискателям предоставляются преимущества в зависимости от их имущественного положения (см., например, решение Советского районного суда города Самары от 27.07.2016 по делу № 12-314/2016).

Интересно, что во многих случаях, в том числе и тех, которые приводились выше в качестве примеров, к ответственности привлекали не непосредственного работодателя, разместившего объявление, а владельца СМИ или сайта, на котором оно было размещено. Такую позицию поддерживает и Минтруд России (см. информацию Минтруда России от 24.07.2013 «Работодатели, редакции СМИ, владельцы сайтов, расклейщики объявлений могут быть привлечены к ответственности за распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера»). В частности, министерство разъясняет, что к участию в деле в качестве ответчика и к административной ответственности могут быть привлечены не только работодатели, но и редакции средств массовой информации, владельцы сайтов или уполномоченные ими лица, которые ответственны за размещение информации на этих сайтах, за сам факт размещения сведений, распространенных третьими лицами, должностные лица. В случае если редакция средства массовой информации не является ни физическим, ни юридическим лицом, то к участию в деле и к административной ответственности может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации, а также главный редактор. Иными словами, к ответственности могут привлечь как распространителя информации о вакансиях, так и работодателя.

Можно ли сослаться на человеческий фактор в качестве оправдания дискриминационным объявлениям о вакансиях (например, загруженность сотрудников отдела кадров, отсутствие у них достаточной квалификации)? Как показывает практика, компании вряд ли удастся избежать ответственности, попытавшись переложить ее на сотрудников (см., например, решение Октябрьского районного суда города Самары от 20.05.2015 по делу № 12-225/15).

Пожалуй, самым действенным способом отбиться от штрафа будет его оспаривание по формальным основаниям. Дело в том, что протокол о нарушении оформляется чиновником, который затем передает дело на рассмотрение суда. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Следовательно, если протокол попадет к судье позже, чем через три месяца, производство по делу прекратится.

Кроме того, представителю контролирующего органа (прокуратуры или Департамента труда и соцзащиты населения г. Москвы) придется доказать факт нарушения. Соответственно, для объявлений, размещенных на сайтах в интернете, подтверждением нарушения будет заверенный скриншот страницы сайта. Если чиновник такой скриншот с зафиксированным временем совершения нарушения в суд не представит, то и доказать нарушение не сможет. То же самое касается и других форм распространения объявлений.