Обособленное подразделение возникает, даже если сотрудники будут работать в офисе партнеров

| консультации | печать
Наша организация, ООО, зарегист­рирована в Московской области, там же находится и производство. В Екатеринбурге есть представительство — офис, в котором работают сотрудники отдела продаж. Однако фактические продажи осуществляются через независимых партнеров-дистрибьюторов, с которыми у нас заключен договор поставки. Учредители нашего ООО и учредители дистрибьюторов никак не связаны. Своих складов у  нас нет, товар хранят дистрибьюторы, а нашы сотрудники лишь периодически их консультируют. Сейчас мы хотим нанять в штат работников, которые консультировали бы дистрибьюторов в Перми. Работать они будут также на территории дистрибьюторов по письменному или устному согласованию с последними. Нужно ли нам открывать для этого представительство? И что будет, если этого не сделать?

Полагаем, что ответить на вопрос следует положительно, поскольку у организации возникают стацио­нарные оборудованные рабочие мес­та, расположенные вне места нахождения самой организации. Обос­нование такого вывода следующее.

Прежде всего необходимо выяснить, будет ли образовано в Пермском крае обособленное подразделение организации, зарегистрированной в Московской области.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым ­производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Для определения понятия рабочего места обратимся к трудовому законодательству. Рабочее место — мес­то, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (письмо Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/1/18299).

Минфин России также указывает, что обособленное подразделение признается таковым независимо от формы организации работы, от конкретных работников, выполняющих определенную работу, срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте (письмо Минфина России от 03.07.2013 № 03-03-06/1/25485, см. также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2012 по делу № А32-4519/2011).

Итак, исходя из всех вышеприведенных норм, можно определить следующие основные признаки оборудованного стационарного рабочего места:

  • это место прямо или косвенно подконтрольно работодателю;
  • работник должен там находиться или ему необходимо туда прибыть;
  • оно создано на срок более одного месяца.

По нашему мнению, условия работы организации в Пермском крае, обозначенные в вопросе, образуют обособленное подразделение с оборудованными стационарными рабочими местами.

Работники обязаны находиться на своих рабочих местах в течение рабочего дня, это рабочее место подконтрольно работодателю. Эти рабочие места создаются на длительный срок, превышающий один месяц.

Несмотря на предполагаемое отсутствие договора аренды, между работодателем и дистрибьютором будет достигнута устная или письменная договоренность, определяющая условия пребывания работников подмосковной организации в мес­те нахождения дистрибьютора. По­этому, на наш взгляд, у организации, зарегистрированной в Московской области, возникает обязанность по постановке на учет по месту обособ­ленного подразделения в Пермском крае.

За ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения преду­смотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК РФ). Поэтому Минфин России в неоднозначных ситуациях рекомендует обращаться в налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности. Налоговый орган, в свою очередь, принимает решение исходя из представленных организацией документов, на основании которых она осуществляет деятельность вне места своего нахождения, в том числе договоров, заключенных между этой организацией и ее работниками (письмо Минфина России от 20.05.2013 № 03-02-07/1/17743).