Аренда торговой площади и ЕНВД

| консультации | печать
Организация занимается розничной торговлей на площади магазина, превышающей 500 кв.м. Применяется общая система налогообложения. Планируется передать площадь торгового зала в аренду нескольким арендаторам. Каждый из них ведет торговую деятельность на своей части торгового зала, площадь которой не превышает 150 кв.м, и уплачивает ЕНВД. Прошу дать заключение по следующим вопросам:
1. Достаточно ли для арендатора — плательщика ЕНВД заключения договора аренды с указанием в нем арендуемой площади части торгового зала или обязательно физическое разграничение торгового зала перегородками?
2. Как правильно организовать расчеты с покупателями, если планируется оставить магазин самообслуживания с проведением расчетов через единый кассовый узел?

1. Для арендатора — плательщика ЕНВД достаточно заключения договора аренды с указанием в нем арендуемой площади части торгового зала, физическое разграничение торгового зала перегородками при этом не обязательно.

Однако для исчисления суммы ЕНВД арендатору важно знать, какой физический показатель и базовую доходность в месяц ему следует применять (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Как следует из вашего письма, в аренду передаются площади магазина, то есть объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.

Согласно ст. 346.27 НК РФ стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей.

К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Магазин — специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Площадь торгового зала — часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала.

Площадь подсобных, администра-
тивно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Следовательно, независимо от того, используют ли арендаторы для розничной торговли конструктивно обособленные площади торгового зала или площади, не разграниченные перегородками, при расчете ЕНВД арендаторы должны применять физический показатель «площадь торгового зала» (в квадратных метрах). Данный вывод подтверждается, например, письмом Минфина России от 24.03.2006 № 03-11-05/77, а также судебной практикой (постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.06.2008 № Ф03-А73/08-2/1873).

2. В письме Минфина России от 24.03.2006 № 03-11-05/77 приведена схема организации единого кассового центра, согласно которой большой торговый зал передается частями в аренду нескольким хозяйствующим субъектам, при этом площадь каждой части составляет менее 150 кв. м. Затем каждый из арендаторов заключает договор на расчетно-кассовое обслуживание со сторонней организацией (индивидуальным предпринимателем), владеющей кассовой линейкой (единым кассовым центром). При этом каждый из арендаторов является плательщиком ЕНВД, так как использует площадь менее 150 кв. м (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

В данном письме Минфин России подтвердил правомерность уплаты ЕНВД в подобной ситуации. Разъяснения по данному вопросу также даны в письме Минфина России от 06.05.2004 № 04-05-12/23.

Если следовать данной схеме, то фактически складывается ситуация, когда за проданный товар деньги получают не продавцы — собственники товара, а посредник, организующий работу кассовой линейки (единого кассового центра). При этом покупатели получают кассовые чеки с реквизитами организации (индивидуального предпринимателя), не являющейся собственником приобретаемых ими товаров.

Позже Минфин России указал (письмо от 25.05.2006 № 03-01-15/4-114), что организация не имеет права применять ККТ, принадлежащую другой организации (зарегистрированную в налоговом органе на другую организацию). В частности, такое разъяснение было дано в адрес компании-агента, реализующей товары компании-принципала. Минфин России разъяснил, что при осуществ­лении наличных расчетов с покупателями агент не имеет права использовать ККТ, зарегистрированную принципалом.

ФНС России также считает такой порядок проведения расчетов неправомерным (письмо от 20.02.2007 № ШТ-6-06/132@). Каждый арендатор-продавец должен осуществлять расчеты за свой товар через кассовую машину, принадлежащую (на праве собственности или аренды) именно ему (то есть на чеках должны указываться реквизиты арендаторов).

По мнению специалистов ФНС России, под объектом организации торговли в целях исчисления ЕНВД следует понимать имущественный комплекс, использование которого позволяет налогоплательщику организовать процесс розничной торговли — реализации товаров от своего имени на основании договоров розничной купли-продажи.

Поэтому если в торговом зале будут осуществлять продажу товаров от своего имени несколько плательщиков ЕНВД, то каждый из них должен применять отдельную, персональную контрольно-кассовую технику (ККТ), зарегистрированную им в установленном порядке.

Магазин может передать в аренду контрольно-кассовую технику другому индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, осуществив снятие ее с учета в установленном порядке, с последующей регистрацией кассового аппарата арендатором в налоговом органе по месту учета в качестве налогоплательщика. На кассовых чеках арендованной контрольно-кассовой техники должны быть указаны реквизиты арендатора.

В этом случае чек, выданный единым кассовым центром, принадлежащим магазину, служит доказательством того, что сам арендатор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) не имеет своей ККТ, не применяет ККТ при реализации своего товара и поэтому подлежит наложению штрафных санкций по ст. 14.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 2 и ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» продавцы при заключении сделок розничной купли-продажи за наличный расчет должны применять ККТ и выдавать покупателям кассовые чеки.

Согласно п. 4 Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745, в чеках, выдаваемых покупателям в обязательном порядке, должны быть следующие реквизиты:

1) наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя);

2) ИНН;

3) заводской номер контрольно-кассовой машины;

4) порядковый номер чека;

5) дата и время покупки;

6) стоимость покупки;

7) признак фискального режима.

Кроме того, в письме ФНС России от 20.02.2007 № ШТ-6-06/132@ центральный аппарат ФНС обязывает свои территориальные органы проводить мероприятия, направленные на выявление и пресечение случаев неправомерного использования плательщиками ЕНВД не принадлежащих им единых кассовых центров (кассовых линеек).

При выявлении подобных случаев сотрудники налоговых инспекций должны рассматривать выдачу кассовым центром чеков как доказательство того, что сами арендаторы торговых площадей не имеют своей ККТ и не применяют ее при продаже принадлежащего им товара. Организации и индивидуальные предприниматели, не применяющие ККТ, привлекаются к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

Минфин России, изменив свое первоначальное мнение, признал неправомерным использование плательщиками ЕНВД при осуществлении розничной торговли услуг сторонних организаций (индивидуальных предпринимателей) для проведения денежных расчетов за продаваемые товары (письмо от 25.04.2007 № 03-11-04/3/132).

Таким образом, указанные схемы организации единого кассового центра (узла) применять не рекомендуется.