Натуральный бурьян на виртуальных землях

| статьи | печать

Страна получила Доктрину продовольственной безопасности. Президент утвердил этот документ, подготовленный Министерством сельского хозяйства РФ. Решено больше производить своего продовольствия, меньше закупать заграничного. Но не совсем понятно, кто и как будет выполнять доктрину. Госдума не стала рассматривать анонсированный ранее законопроект, упрощающий порядок вовлечения в сельскохозяйственный оборот земельных участков из невостребованных земельных долей граждан. Нет документа и в депутатском плане на февраль. Речь идет о 41 млн га сельхозугодий из 133 млн га, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

Весной забайкальский фермер Александр Курмазов снова сократит площадь обрабатываемых земель. А его земляк Владимир Матафонов опять расстанется с мыслью хозяйствовать на земле не на птичьих правах. Много лет фермерствует он на землях, принадлежащих другим владельцам земельных паев, полученных в начале 90-х гг., когда была введена частная собственность на землю. Одно утешение: решили все по-родственному и десять паев на бывшие колхозные и совхозные угодья натурализовали в земельный участок. Но нет протокола собрания об этом, нет доверенностей от правообладателей земельных долей на доверительное управление ими, необходимых для оформления земельного участка в собственность. Надо еще межевание провести, установить кадастровую стоимость участков. На это денег ни у фермера, ни у его родственников нет. Вот и работает он на ничьей земле. «Как можно работать надежно, когда я не могу узаконить владение угодьями?» — сокрушается В. Матафонов.

У А. Курмазова ситуация еще хуже. Односельчане не могут отказаться от своих долей, поскольку сначала надо выделить доли из общего пая и оформить собственность на них. А на это тоже время и деньги нужны. Вот и выводит фермер каждый год часть пашни из оборота.

Проигрывают фермеры

Всего же, по сведениям Минсельхоза России, 82% земель сельскохозяйственных организаций обрабатываются на птичьих правах, как у сибирских фермеров.

«Очень много мороки с оформлением земельных отношений, и никто ничего толком сказать не может, — говорит генеральный директор ООО „Целинник“ Краснокаменского района Александр Мяукин. — А еще нужны большие деньги на межевание, с которым тоже путаницы много. Мы вынуждены были всем селом 20 000 га пашни превратить в народную землю».

Процедуру оформления документов для такой национализации земельных долей оплатило предприятие. За счет соблюдения норм агротехники хозяйство имеет неплохую по меркам Забайкальского края урожайность. Правда, каждый год возникают сложности с реализацией выращенного урожая. Но главное — есть работа на селе, пусть и не ахти с каким заработком.

Сложнее директору племзавода «Могойтуйский» Намсараю Цыдыпову, хотя и у него сельчане объединили свои паи и на общей земле в 2500 га пасут скот. Но хозяйство теснят земли, не используемые окружающими воинскими частями. Расширяться некуда.

«Мы не знаем, как быть. Нет законов, позволяющих отчуждать земли, не востребованные их собственниками, — говорит руководитель предприятия. — Может, мы и договорились бы с военными, но нет законов, разрешающих или запрещающих деление земельных участков. А ведь мы можем поставлять элитный скот по всему Забайкальскому краю и даже в соседние регионы».

Аналогичные проблемы на другом краю страны в Калининградской области стоят перед главой сельской администрации Андреем Крутовым. Здесь военные городки переданы муниципалитетам против их воли, а земельные участки остались в ведении Министерства обороны РФ. В результате люди хотят, но не могут приватизировать землю — рядом полигоны и склады хранения. На все обращения в органы районной и областной власти сельский староста получает один совет: договаривайся с командирами в индивидуальном порядке. «А потом меня в коррупционеры запишут»,— вздыхает он.

Проигрывают Муниципальные бюджеты

Между тем военное ведомство имеет федеральные льготы по налогообложению на землю. Минфин категорически против отмены поблажек, а местные бюджеты лишаются, казалось бы, законных налоговых поступлений. Получается федеральная льгота за счет безденежной территории. В целом по России 68% земельного фонда страны отнесено к федеральной собственности. И в соответствии с Налоговым кодексом РФ этот массив не облагается земельным налогом, который направляется в муниципальные бюджеты.

По оценке специалистов, несовершенство земельного законодательства вывело из сельскохозяйственного оборота десятки миллионов гектаров угодий, предназначенных для возделывания зерновых, овощных и других культур, для выпаса домашнего и общественного скота.

Восполнить хотя бы часть потерь предложили депутаты Курской областной думы. Они внесли в Государственную Думу страны законопроект «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“». Куряне посчитали возможным отнести к понятию «невостребованные земельные доли» наделы, «собственники которых умерли, а наследники как по закону, так и по завещанию отсутствуют», а также паи, наследники которых не распорядились ими в течение трех и более лет со дня открытия наследства. Так можно упростить процедуру перевода ненужных людям наделов в собственность муниципального образования или субъекта РФ и установить порядок временного использования таких земель до государственной регистрации перехода права собственности. А потом уже новый собственник распорядится землей в целях вовлечения их в сельскохозяйственное производство и повышения продуктивности.

Заявленное на конец января рассмотрение на пленарном заседании Госдумы не состоялось. Хотя на прошедшем в Орле Всероссийском форуме сельских поселений было заявлено, что закон надо принимать до начала посевной кампании на селе.

Почему законопроект отклонен

Вячеслав Тимченко,
Председатель комитета Государственной Думы РФ
по вопросам местного самоуправления

Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на упрощение порядка признания права собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на земельные участки сельскохозяйственного назначения, выделенные в счет невостребованных земельных долей. Для этого предлагается изложить в новой редакции п. 5 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности, расширить понятие «невостребованные земельные доли» за счет отнесения к таковым земельных долей, «собственники которых умерли, а наследники как по закону, так и по завещанию отсутствуют, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, а также земельные доли, наследники которых не распорядились такими долями в течение трех и более лет со дня открытия наследства». В настоящее время к невостребованным земельным долям относятся доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет.

Данный критерий вполне определенный. Он позволяет четко установить, является конкретная земельная доля невостребованной или нет. Однако субъект права законодательной инициативы предлагает исходить не из четко выявляемых признаков, а, например, из гипотетической невозможности наследования. В законопроекте не предусмотрен какой-либо срок для выявления наследников, не ясно, к компетенции какого органа власти будет относиться установление факта невозможности наследования и как это будет реализовано на практике при наличии семи очередей наследования и возможности составления завещаний в любом месте на территории страны, а также за рубежом. Подобная спешка может повлечь нарушение прав наследования, гарантированных Конституцией РФ (ч. 4 ст. 35). Это недопустимо.

Кроме того, законодательная инициатива о переходе права собственности на выморочное имущество отличается от положений Гражданского кодекса, что влечет за собой конкуренцию норм.

Наш комитет считает нецелесообразным принятие закона в представленной редакции.

Валентин Денисов,
Председатель комитета Государственной Думы РФ
по аграрным вопросам

Процедура признания прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, выделенные в счет невостребованных земельных долей, действительно очень сложная и длительная. Комитет разделяет мнение авторов законопроекта о том, что следует расширить перечень признаков, по которым земельные доли считаются невостребованными. А предлагаемый порядок использования таких земель до государственной регистрации перехода права собственности субъектом РФ или муниципальными образованиями может вовлечь в оборот заброшенные земли, вернуть им плодородие.

Вместе с тем следует указать, что по Гражданскому кодексу РФ имущество умершего считается выморочным при отсутствии наследников по закону или по завещанию либо по другим признакам согласно действующему законодательству. А выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит по закону в собственность Российской Федерации. Законопроектом предлагается выморочные земельные доли не признавать таковыми, а считать невостребованными земельными долями, что влечет переход собственности либо субъекту Федерации, либо по его закону муниципальному образованию. То есть предлагаемая норма в случае принятия будет противоречить ст. 1151 Гражданского кодекса.

Наш комитет рекомендует субъекту права законодательной инициативы доработать законопроект.

Алексей Чепа,
Председатель Российского
земельного союза

Изъятие земель из вечного пользования колхозов и совхозов и раздача их работникам в виде земельных долей породила массу проблем, которые до сих пор не решены. Лишь 10% владельцев земельных паев удалось оформить землю в собственность, а 25 млн га вообще используется без оформления.

Более 23 млн га сельхозугодий не используется и заросло бурьяном. Для решения этой проблемы необходимо провести тщательную ревизию всего земельного законодательства и инвентаризацию фактически используемых земель. Единый государственный реестр содержит сведения не более чем о 10% земельных участков.

Россия, имея 40% черноземов мира и 9% пахотных земель, производит всего 1,5% сельскохозяйственной продукции, обеспечивая себя продовольствием всего лишь на 60%. Между тем при таких ресурсах страна могла бы стать одним из крупнейших экспортеров продовольствия.