В Общественную палату с пафосом просят не заходить

| статьи | печать

В Общественной палате на днях фактически не состоялись слушания о местном самоуправлении: объявленные дебаты превратили в скучную церемонию по демонстрации покорности власти всех, даже провинциальных, слоев общества. Так планировалось.

Экспертные слушания в Общественной палате РФ (ОП РФ) о современном состоянии и перспективах местного самоуправления в стране начались с того, что зал заседания демонстративно покинули два члена Европейского клуба экспертов местного самоуправления (ЕКЭ МСУ).

Несмотря на это так называемый обмен мнениями состоялся. Хотя в ходе мероприятия скоро стало понятно, что никто из выступающих и не надеялся быть услышанным. Произносили положенные наборы слов и обреченно ждали исхода — поручения доработать итоговый документ председателю комиссии палаты по местному самоуправлению Олегу Алексееву.

О. Алексеев до слушаний не нашел времени для участия в подготовке проектов рекомендаций. Потом в переписке по электронной почте с ЕКЭ МСУ признался, что он «не в курсе деталей проблематики самоуправления, поскольку занимается реформой ЖКХ», а также не разделяет пафос членов клуба, и предупредил, что его участие в слушаниях может быть только при условии, что «пафоса» не будет. Пафос он увидел в проектах пресс-релиза и итогового документа, подготовленных клубом на основе аналитической записки Счетной палаты РФ о муниципальной реформе в стране, хотя часть доклада озвучена в открытой печати (см., в частности, «ЭЖ», 2009, № 25, 26 и 28). Вот почему представители Евроклуба посчитали бессмысленным участвовать в мероприятии. Но пафос все-таки привнесли — покинули зал прилюдно.

По сообщению пресс-службы ОП РФ, большинство собравшихся согласились с необходимостью стабилизации законодательства, хотя популярное предложение об отказе от двухуровневой системы местной власти все-таки было озвучено. Мнения разделились, но нынешние взаимоотношения районного и поселенческого уровня системы были названы дискредитирующими существующий принцип организации местного самоуправления.

Было проигнорировано мнение о том, что «рекомендация» преобразовать районный уровень местной власти в низший уровень государственной власти способна спровоцировать повсеместный отказ от муниципальной реформы. Что тогда реформировать — 19 846 сельских поселений, бюджет которых на 90% зависит от поступлений из бюджетов районов и субъектов РФ? А муниципалитеты, как сказала на слушаниях эксперт Всероссийского совета местного самоуправления Светлана Разворотнева, только-только научились администрировать местные налоги, и даже в кризис некоторые из них увеличивают собственные доходы. Им бы дать чуть больше прав по сбору не только местных, но и других налогов и ввести «упрощенку» для самих органов местного самоуправления, против чего выступает Минфин.

Впрочем, у состоявшихся слушаний есть важный итог. В стенах самой палаты не был услышан так называемый голос общественности, требующий реального самоуправления. Значит, эти предложения не услышит и власть.

Итоговый документ по результатам псевдодебатов будет написан так, чтобы еще раз продемонстрировать абсолютное послушание и полное отсутствие каких-либо амбиций у руководителей на местах.