Таможенный кодекс: время перемен («Ваш партнер-консультант», № 33, 2009 г.)

| статьи | печать

Продолжаем знакомить читателей с поправками, внесенными в Таможенный кодекс РФ Федеральным законом от 24.07.2009 № 207-ФЗ и вступающими в силу с 1 октября 2009 г.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов

Уточнены сроки уплаты таможенных пошлин для различных способов декларирования, указанные в п. 1 ст. 329 Таможенного кодекса РФ (далее — Кодекс).

Ранее был установлен общий срок — не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию России или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если товары декларируются не в месте прибытия.

С 1 октября 2009 г. общий срок уплаты таможенных пошлин, налогов сформулирован иначе: не позднее дня подачи таможенной декларации. Но согласно п. 1 ст. 129 Кодекса срок подачи декларации — не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. То есть, по сути, срок не изменился.

Для чего же понадобились уточнения? Может, законодатель планировал, что таможенные декларации не будут приниматься без уплаты пошлин? Это странно, ведь в п. 2 ст. 132 Кодекса прямо сказано, что факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в ее принятии.

Хитрость скорее в том, что, приняв декларацию, таможня может сразу привлечь участника ВЭД к ответственности за неуплату таможенных платежей.

Это обстоятельство должны учитывать те, кто привык сначала подавать декларацию, а затем оплачивать таможенные платежи.

А если пропущен срок подачи декларации? Новая норма, включенная в п. 1 ст. 329 Кодекса, гласит, что в этом случае сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

Установлены и специальные сроки внесения таможенных платежей в зависимости от способов декларирования (см. таблицу).

Банковская гарантия: новые требования

С 1 октября 2009 г. банку и его филиалам будет устанавливаться одинаковая максимальная сумма одной банковской гарантии и единая максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий (ст. 342 Кодекса). То есть при необходимости банк вправе увеличить размер гарантий, выдаваемых филиалами. Сейчас максимальная сумма гарантий для каждого филиала устанавливается отдельно.

Что касается условий включения банков в реестр организаций, имеющих право выдавать банковские гарантии, банки включаться в реестр будут не на год, а на три (изменения в ст. 344 Кодекса). Для включения в реестр банк должен представить документы, подтверждающие соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев, а не календарного года, как это требуется сейчас (изменения в ст. 343 Кодекса).

Филиал банка с 1 октября 2009 г. будет включен в реестр, только если в него включен сам банк (изменения в ст. 343 Кодекса). Сейчас филиал заносится в реестр независимо от того, указан в нем головной банк или нет. Достаточно соответствия банка условиям включения в реестр.

Пени по-новому

В пункте 1 ст. 349 Кодекса раскрыто содержание понятия «пени» — это денежные суммы, которые лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, обязано выплатить в случае их неуплаты в установленные сроки. Но практическая значисмость этого изменения невелика. Есть более интересные поправки.

Так, в п. 2 ст. 349 Кодекса слова «от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки)», обозначающие базу для исчисления пеней, заменены словами «от суммы неуплаченных таможенных платежей (недоимки)». Возможно, законодатель предполагал, что пени должны начисляться на сумму не только просроченных пошлин и налогов, но и таможенных сборов (напомним, что согласно п. 1 ст. 318 Кодекса понятие «таможенные платежи» является собирательным, включающим в себя ввозные/вывозные пошлины, НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров, и таможенные сборы). Но согласно новому определению пени взимаются только при просрочке уплаты пошлин и налогов.

В пункт 2 ст. 349 Кодекса введена новая норма, согласно которой пени не начисляются, если таможенным органом не установлено лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, а также в случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности (банкротстве). Таким случаем согласно п. 2 ст. 95 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является, в частности, мораторий на удовлетворение требований кредиторов при введении внешнего управления.

Установлен запрет на уменьшение размера начисленных пеней и на предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней.

По общему правилу, как и сейчас, пени будут начисляться с момента истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов по день исполнения такой обязанности. Правда, появится исключение: согласно новой редакции п. 5 ст. 349 Кодекса при нарушении сроков внесения таможенных платежей, обеспеченных денежным залогом, пени начисляются по день обнаружения факта неисполнения обязательства, обеспеченного таким залогом и погашенного за счет него.

В действующей редакции п. 5 ст. 349 Кодекса говорится, что при нарушении срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения за период такого хранения пени не начисляются и не уплачиваются. С 1 октября 2009 г. эта норма будет исключена.

Принудительное взыскание: правила меняются

Общие правила принудительного вызскания таможенных пошлин и налогов установлены в ст. 348 Кодекса. Согласно действующей редакции п. 3 названной статьи принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физлиц производится только в судебном порядке. В статье 11 Кодекса упомянуты две категории лиц: юридические и физические. То есть все, что в Кодексе говорится о физических лицах, в полной мере распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в настоящее время принудительное взыскание таможенных пошлин и налогов с индивидуальных предпринимателей можно осуществить только через суд.

С 1 октября 2009 г. ситуация меняется кардинально. Согласно новой редакции п. 3 ст. 348 Кодекса принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.

Иными словами, принудительное взыскание с индивидуальных предпринимателей будет осуществляться во внесудебном порядке, как и в отношении компаний.

Напомним, что сейчас таможенные пошлины, налоги с юридических лиц принудительно взыскиваются за счет:

  • денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках;
  • за счет иного имущества плательщика (авансовые платежи, денежный залог);
  • в судебном порядке (за счет самих перемещаемых товаров и пр.).

С 1 октября 2009 г. к этим способам добавится еще один — за счет обеспечения уплаты таможенных платежей.

Все названные способы будут применяться и к участникам ВЭД — индивидуальным предпринимателям.

Таблица

Способы декларирования и сроки внесения платежей

Действие (норма
Таможенного
кодекса РФ)

Срок уплаты

Предварительное декларирование ввозимых товаров (ст. 130)

Не позднее дня выпуска товаров

Подача периодической таможенной декларации (ст. 136)

Не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При уточнении в таможенной декларации сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, доплата сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее дня подачи таможенной декларации

Выпуск товаров
до подачи таможенной декларации
(ст. 150)

Не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию РФ, не позднее 15 дней
со дня завершения внутреннего таможенного транзита

*Продолжение. Начало в «ЭЖ», 2009, № 31 и № 32Примеч. ред.