Таможенный кодекс: время перемен («Ваш партнер-консультант», № 32, 2009 г.)

| статьи | печать

Окончание. Начало в «ЭЖ», № 31

Продолжаем знакомить читателей с изменениями, внесенными в Таможенный кодекс РФ Федеральным законом от 24.07.2009 № 207-ФЗ, вступающими в силу с 1 октября 2009 г.

Обеспечение уплаты: третий лишний

Действующая редакция п. 4 ст. 337 Таможенного кодекса РФ предусматривает, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов наряду с лицом, ответственным за их уплату, может вносить любое иное лицо в пользу лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов. Это удобно, поскольку нередко по условиям внешнеторговых договоров расходы по уплате таможенных платежей ложатся на иностранного контрагента. Декларантом же может выступать только российская сторона договора. А иностранный контрагент вправе внести обеспечение уплаты в пользу своего российского партнера.

После вступления в силу поправок, внесенных в Таможенный кодекс РФ, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов будет осуществлять только лицо, ответственное за их уплату.

Напомним, что Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ в ст. 328 Таможенного кодекса РФ внесены изменения, согласно которым плательщиками таможенных пошлин и налогов могут выступать только декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по внесению названных платежей (ранее их могли уплачивать любые иные лица в пользу декларанта).

Таким образом, инициировав подобные изменения в порядок внесения обеспечения, таможня полностью перекрыла возможность уплаты таможенных платежей третьими лицами.

Генеральное обеспечение: от обязанности к праву

Согласно п. 3 ст. 337 Таможенного кодекса РФ, если одно и то же лицо совершает несколько таможенных операций в определенный срок, таможня принимает обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех этих операций (так называемое генеральное обеспечение).

Сейчас это обязанность таможенных органов, которая с 1 октября 2009 г. станет их правом. Такой подход к генеральному обеспечению не ясен в свете другого изменения.

Федеральная система таможенных органов едина. Но в отношения, связанные с обеспечением уплаты таможенных платежей, каждый таможенный орган вступает как самостоятельное юридическое лицо: конкретный таможенный орган должен быть указан в качестве бенефициара, иначе обеспечение уплаты не принимается.

Теперь согласно изменениям в п. 3 ст. 377 Таможенного кодекса РФ таможенные органы будут иметь право выступать в качестве единого кредитора.

Это означает, что с 1 октября 2009 г. тот таможенный орган, который выявил нарушение исполнения обязательства лица, влекущее обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнение которой обеспечивается залогом товаров и иного имущества, банковской гарантией, поручительством, вправе выступить в качестве кредитора (бенефициара) с полным объемом соответствующих прав даже в том случае, когда в договоре в качестве кредитора (бенефициара) указан другой таможенный орган.

Двойные сборы обоснованы в законе

Внесены поправки в п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса, в котором определены способы декларирования перемещаемых товаров. Сравните формулировки (см. таблицу).

На первый взгляд изменение незначительное. На самом деле это не так.

Таможня при оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за оформление взимает дважды: при подаче временной таможенной декларации и полной таможенной декларации.

Суды последовательно и настойчиво признавали такие действия таможенников незаконными.

Сначала таможне указывали на то, что в постановлении Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» прямо не преду­смотрена возможность двойного взимания таможенных сборов и подобная практика является недопустимым толкованием норм таможенниками (см. решение Верховного Суда РФ от 24.05.2006 № ГКПИ06-495). Это вынудило ФТС России внести в марте текущего года необходимые изменения в названное постановление. Тем не менее и новая норма без соответствующего изменения Таможенного кодекса РФ была незаконной.

Кроме того, Президиум ВАС РФ еще в постановлении от 08.07.2008 № 4574/08 пришел к выводу, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляет таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. Поэтому уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Теперь же подача неполной, периодической, временной и полной деклараций отнесена к способам декларирования, то есть в данной поправке каждому из названных действий придан статус обособленного и законченного, что позволит при их совершении взимать сборы за таможенное оформление.

Изменения внесены и в ст. 357.7 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с новой редакцией которой таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной, периодической, временной и полной таможенной деклараций.

Справка

Если в отношении вывозимого товара не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли (например, экспорт газа, нефти, электричества и пр.) согласно ст. 138 Таможенного кодекса РФ экспортер может сначала подать временную таможенную декларацию. Полная декларация на товары, вывезенные в определенный период, подается уже после их экспорта.

Страхование как вид обеспечения отменено

Сейчас помимо традиционных способов обеспечения уплаты таможенных платежей Таможенный кодекс РФ позволяет использовать договор страхования (п. 3 ст. 340, ст. 347). Законодательная легализация договора страхования в качестве обеспечения исполнения обязательств вызывала споры, поскольку страховое обязательство всегда сохраняет самостоятельное значение, являясь независимым гражданскоправовым обязательством.

Кроме того, эта норма была фактически «мертворожденной». Дело в том, что согласно действующей редакции Таможенного кодекса РФ случаи обеспечения уплаты таможенных платежей договором страхования должны быть установлены Минфином России совместно с ФТС России. Но до сих пор они не были установлены. Теперь же в этом просто отпала необходимость.

Таблица

Статья 124. Декларирование товаров

старая редакция

новая редакция

1. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдент­ной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей

1. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей