Таможенный кодекс: время перемен («Ваш партнер-консультант», № 31, 2009 г.)

| статьи | печать

Федеральный закон от 24.07.2009 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» существенно изменил и дополнил основной таможенный закон. В этом номере газеты мы начинаем обзор изменений в таможенное законодательство, вступающих в силу 1 октября 2009 г.

Выпуск товаров без документов

Таможенный кодекс РФ позволяет выпускать товары без представления разрешительных документов, подтверждающих со­блюдение нетарифных и иных ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (сертификаты, лицензии и т.д.).

Между тем действующая редакция подп. 2 п. 1 ст. 149 Таможенного кодекса РФ позволяет трактовать норму таким образом, что любые разрешительные документы могут быть представлены после выпуска товаров по желанию декларанта. Это вызывало постоянные споры при таможенном оформлении.

Таможня посчитала это недопустимым и создающим угрозу злоупотребления правом со стороны недобросовестных участников ВЭД и инициировала внесение поправок, согласно которым выпуск без необходимых документов может осуществляться только с разрешения таможенного органа по мотивированному заявлению декларанта в письменной форме.

Частично с мнением таможни согласиться можно. Ведь нетарифные ограничения устанавливаются в целях охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, иных охраняемых законом интересов РФ. Кроме того, лицензия может являться документом, подтверждающим наличие у декларанта тарифной квоты, что непосредственно влияет на размер подлежащих уплате таможенных платежей.

Увы, метод исправления ситуации выбран традиционный: разрешительная процедура на основе субъективной оценки (ведь никаких критериев такой оценки не установлено) таможней конкретных условий перемещения товаров и добросовестности участника ВЭД.

Хотя можно было пойти другим путем. Например, законодательно закрепить перечень условий, составляющих исключение из общей обязанности представлять лицензии и сертификаты в процессе оформления товаров и позволяющих представлять их уже после выпуска товаров. В итоге возможности злоупотребления правом участниками ВЭД противопоставлена возможность злоупотребления правом со стороны таможенников.

Платежи таможенного брокера

Действующая редакция Таможенного кодекса РФ изначально пре­ду­сматривала обязанность таможенного брокера по уплате таможенных платежей и ответственность за их неуплату. Но одновременно те же обязанность и ответственность лежали на декларанте. Причем Таможенный кодекс РФ не определял очередность привлечения к ответственности. В результате таможенники предъявляли претензии лицу, перемещающему товары, а в ответ слышали возражения, что товар оформлял таможенный брокер, следовательно, он и должен нести ответственность.

Вопрос урегулирован в новой редакции ст. 144 и п. 1 ст. 320 Таможенного кодекса РФ. Так, если декларирование производит таможенный брокер, он несет солидарную ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов с декларантом. Это означает, что согласно ст. 323 ГК РФ таможня вправе требовать уплаты таможенных платежей как от декларанта и таможенного брокера совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и частично.

Неполная уплата — в зоне ответственности

Интересный пробел содержится в действу­ющей редакции Таможенного кодекса РФ в части определения лиц, ответственных за уплату таможенных платежей.

Нарушение порядка уплаты таможенных платежей в п. 3 ст. 320 Таможенного кодекса РФ проявляется только в виде:

  • неуплаты;
  • неправильного исчисления пла­тежей;
  • несвоевременной уплаты.

Иными словами, такой состав, как «неполная уплата» таможенных платежей, в данной норме не значится. Фактически это означает, что лицо, ответственное за уплату таможенных платежей при их неполной уплате, законодательно не определено. На это часто указывали участники ВЭД, пытаясь уйти от ответственности. Теперь ситуацию исправили. Уплата таможенных платежей в неполном размере будет прямо поименована в данной норме. Кстати, в этом же пункте сейчас присутствует странная фраза: «Ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов». То есть ответственность устанавливается через... ответственность. С 1 октября 2009 г. несуразность устранят: ответственными станут признавать лиц, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов.

Неналоговая база

В действующей редакции ст. 322 Таможенного кодекса РФ говорится, что налоговой базой для исчисления таможенных пошлин и налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Однако это противоречит Налоговому кодексу РФ, по­скольку при исчислении акциза в налоговую базу включается также сумма пошлины, а при исчислении НДС — таможенная пошлина и акциз. Многочисленные судебные обжалования данного положения потребовали поправок. От термина «налоговая база» отказались вовсе. В Таможенном кодексе РФ будет упоминаться только «база» для исчисления и только в отношении таможенных пошлин.

Таможня три года ждет

Любой участник ВЭД, внесший авансовые платежи, согласно п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ имеет право потребовать от таможни отчет о расходовании авансовых денежных средств. Пока период, за который можно запросить подобный отчет, ничем не ограничен. С 1 октября 2009 г. таможня будет представлять отчет не более чем за три года, предшествовавших требованию участника ВЭД. В чем смысл?

Спор продолжался долго. Дело в том, что срок возврата авансовых платежей в п. 5 ст. 330 Таможенного кодекса РФ ограничен тремя годами с момента последнего распоряжения такими средствами участником ВЭД. Но таможенники субъективно трактовали данную норму и по истечении трех лет отказывали не только в возврате, но и в зачете авансовых платежей в счет иных товаров, ввозимых участником ВЭД.

Судебная практика методично признавала подобные действия незаконными, и таможня с этим мирилась. Ведь получалось, что срок нахождения авансового платежа на счету Федерального казначейства (ранее — на счету таможенного округа) ничем не ограничен.

Решено «стимулировать» участников ВЭД распоряжаться авансом в течение трех лет.

Итак, не забывайте регулярно (лучше — ежегодно) требовать у таможни отчет о расходовании авансовых платежей. Узнать, сколько и как списывалось из аванса три года назад, будет уже невозможно.

Аналогичный срок — не более чем за три календарных года, предшествовавших требованию, установлен в п. 5 ст. 331 Таможенного кодекса РФ и для подтверждений уплаты таможенных пошлин и налогов, выдаваемых таможней по требованию участников ВЭД.

Прекращение обязанности по уплате пошлин

Действующая редакция п. 3 ст. 319 Таможенного кодекса РФ для определения оснований прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов при импорте товаров отсылает к Налоговому кодексу РФ. Теперь такие обстоятельства закрепили непосредственно в Таможенном кодексе РФ. Подобная обязанность прекращается:

  • с уплатой в полном объеме сумм таможенных пошлин, налогов;
  • со смертью физического лица — плательщика таможенных пошлин, налогов или с объявлением его умершим в порядке, установленном законодательством РФ;
  • с ликвидацией организации — плательщика таможенных пошлин, налогов.

Сравним данные основания с предусмотренными в НК РФ.

Например, такое обстоятельство, как смерть физического лица. Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества (п. 2 ст. 44 НК РФ). Но согласно поправкам в Таможенный кодекс РФ самого факта смерти уже достаточно для полного прекращения обязанности по уплате таможенных платежей: наследники за такую задолженность не отвечают.

Аналогичная ситуация с ликвидацией организации-плательщика. В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика только после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ. А согласно поправкам в Таможенный кодекс РФ самого факта ликвидации организации достаточно для прекращения ее обязанностей по уплате таможенных пошлин и налогов. Эти правовые противоречия могли быть использованы недобросовестными участниками ВЭД для инициирования «фиктивной ликвидации».

Исходя из дополнений в ст. 319 Таможенного кодекса РФ смерть гражданина и ликвидация организации не влекут прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов для тех, кто за их уплату отвечает солидларно с указанными лицами. Вся ответственность ложится на таможенных брокеров. Но товар можно оформлять и без них.

Обязанность по уплате таможенных платежей не прекращается для лиц, участвовавших в незаконном перемещении товаров, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения. Такое же правило действует и в отношении лиц, приобретших в собственность незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

(Продолжение следует.)