Фондовый рынок — это не игра

| статьи | печать

Гражданский кодекс РФ недаром называют экономической конституцией. Изменения, которые в него вносятся, практически всегда имеют значительные последствия.

 

Последнее из таких изменений  — поправка, внесенная в ст. 1062 ч. 2 ГК РФ Законом от 26.01.2007 № 5-ФЗ, которая создает правовые условия для совершения сделок, относящихся к категории так называемых производных финансовых инструментов. Эти сделки предусматривают обязанность сторон уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса валют, процентов или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей.

Необходимость в поправках возникла в связи с тем, что ранее действовавшая редакция ст. 1062 ГК РФ относила названные сделки к требованиям граждан и юридических лиц, связанным с организацией игр и пари. А по общему правилу эти требования не подлежат судебной защите.

Видимо, законодатели, принимая 12 лет назад вторую часть Кодекса, не учли, что торговля производными финансовыми инструментами имеет огромное значение в экономически развитом обществе. Так, на конец 2003 г. общая номинальная сумма заключенных на мировых рынках внебиржевых производных финансовых инструментов составляла приблизительно 197,2 трлн долл., а биржевых инструментов — 52,79 трлн.

Российский финансовый рынок до сих пор отстает в этой сфере, причем довольно существенно. Впрочем, это неудивительно, учитывая, что в нашей стране к сделкам, выплаты по которым зависят от изменения биржевых котировок, государство относилось как к разновидности азартных игр, не предоставляя им судебной защиты.

К примеру, Президиум ВАС РФ вынес Постановление от 08.06.99 № 5347/98, которым признал, что заключенные между двумя банками конверсионные сделки (по купле-продаже валюты), предметом которых было «перечисление курсовой разницы между курсом ММВБ руб./долл. и курсом руб./долл., оговоренное в заключенном контракте», — это не более чем один из вариантов игровых сделок.

Позднее Конституционный Суд РФ в Определении от 16.12.2002 № 282-О отметил, что подобная позиция судебной власти может в некоторых случаях войти в противоречие с принципом свободы предпринимательства, гарантированным Основным законом. И даже в отсутствие специального закона о производных финансовых инструментах арбитражные суды вправе предоставлять таким сделкам судебную защиту. Кроме того, судьи КС РФ указали федеральным законодателям на необходимость специальных правил заключения таких сделок и контроля за ними.

Теперь позиция конституционных судей отражена в тексте Кодекса. Согласно новой редакции ст. 1062 ГК РФ судебной защите подлежат требования, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны (сторон) уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса валют, величины процентных ставок, уровня инфляции либо от наступления иного предусмотренного законом обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Такая защита предоставляется при условии, что хотя бы одна из сторон по сделке — юридическое лицо, получившее лицензию на:

·        осуществление банковских операций;

·        ведение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

·        заключение сделок на бирже.

Причем требования, связанные с участием граждан в указанных сделках, подлежат судебной защите, только если они были заключены на бирже.