Реклама в письме — морока для бухгалтера

| статьи | печать

В последнее время получила широкое распространение практика проведения почтовых рассылок по базам потенциальных покупателей. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы налогообложения затрат на такие рассылки.

 

Для целей налогообложения необходимо разделить почтовые рассылки на две категории: адресные и безадресные.

В отношении первых Минфин России и налоговые органы заняли однозначную позицию: затраты на проведение адресной почтовой рассылки материалов рекламного характера по базам данных потенциальных покупателей не могут относиться к расходам рекламного характера в целях налогообложения прибыли, поскольку материалы предназначены для конкретных лиц, указанных в почтовых отправлениях. Кроме этого, в силу п. 16 ст. 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с подобной передачей, не учитываются в целях налогообложения прибыли.

Такая позиция высказана, например, в Письме Минфина России от 18.01.2006 № 03-03-02/13, Письме Управления ФНС России по г. Москве от 16.03.2005 № 20-08/16391.

Логика здесь проста. Статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определено понятие «реклама», в соответствии с которым под ней следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В случае адресной почтовой рассылки по базе данных потенциальных клиентов для организации, осуществляющей передачу путем адресной почтовой рассылки указанной информации, подобные расходы не относятся к рекламным, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц.

Заметим также, что, по нашему мнению, отсутствие на почтовом отправлении конкретного физического лица — получателя отправления и указание только наименования организации не меняют сути данной операции, а именно распространение информации определенному кругу лиц.

Аналогичное мнение высказывалось, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 28.04.2005 № КА-А40/3274-05.

В то же время следует отметить, что в арбитражной практике по данному вопросу встречаются решения в пользу налогоплательщика (например, см. Постановление ФАС Московского округа от 04.08.2005 № КА-А40/7346-05).

Что касается безадресных почтовых рассылок (например, проводимых путем раскладки рекламных буклетов по почтовым ящикам потенциальных потребителей продукции), то здесь логика позиции Минфина России закреплена в Письме Минфина от 12.01.2007 № 03-03-04/1/1. В нем говорится о допустимости включения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затрат на безадресные почтовые рассылки рекламно-информационных материалов только в пределах,   не превышающих одного процента от выручки.

Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, в том числе расходы на распространение рекламно-информационных материалов, учитываются в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности:

·       расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

·       расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

·       расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Перечисленные выше расходы на рекламу принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений при наличии подтверждающих данные расходы документов.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При этом к прочим видам рекламы относятся те ее виды, которые не перечислены в п. 4
ст. 264 НК РФ.

Таким образом, затраты на безадресные почтовые рассылки рекламно-информационных материалов могут быть учтены в уменьшение налогооблагаемой прибыли только в пределах, не превышающих одного процента от выручки.

Заметим, что ранее такая позиция высказывалась в Письме Минфина России от 18.01.2006
№ 03-03-02/13.