1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

«Упрощенцу» на заметку

Представляем анализ писем официальных органов, посвященных применению специального налогового режима «упрощенная система налогообложения».

 

Что для ТСЖ коммунальные платежи?

В «Бухгалтерском приложении» № 10 за 2008 г. мы уже обращались к вопросу учета в качестве доходов товариществами собственников жилья средств, поступающих от членов этих товариществ.

В Письме от 14.02.2008 № 03-11-04/2/35 Минфин России разъяснял, что на основании подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ товарищество собственников жилья, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные, членские, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами. Такие поступления признаются целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Однако перечень поступлений от участников не ограничивается указанными выше взносами. Наряду с этим члены ТСЖ оплачивают коммунальные услуги, которые ТСЖ, как правило, приобретает у сторонних организаций.

 

Как учитывать такие поступления?

Минфин России в Письме от 20.03.2008 № 03-11-02/28 отметил, что такие обязательные платежи, как плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п., включаются ТСЖ в налоговую базу. При этом, поскольку эти платежи должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим эти услуги, они включаются товариществами и в состав расходов.

Лучше бы подарил...

Организации могут совершенно безболезненно с точки зрения налогообложения прибыли получать от своего учредителя — физического или юридического лица — какое бы то ни было имущество безвозмездно в собственность при соблюдении установленных подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ условий.

Напомним, что согласно этой норме при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

·         от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;

·         от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации;

·         от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

На основании ст. 346.15 НК РФ этот же порядок распространяется и на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

 

СПРАВКА

Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

 

А если учредитель не дарит имущество, а просто дает им бесплатно попользоваться? Здесь уплаты налога не избежать.

Передача имущества в безвозмездное пользование регулируется договором безвозмездного пользования (или договором ссуды). Согласно ст. 689 ГК РФ по этому договору одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом.

Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит налогообложению на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

При этом, как отмечается в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98, применение п. 8 ст. 250 НК РФ не ограничено только имущественными правами, представляющими собой требования к третьим лицам. Данное положение подлежит применению также и при безвозмездном получении права пользования вещью.

То есть под норму п. 8 ст. 250 НК РФ подпадает доход в виде безвозмездно полученных прав пользования имуществом. А вот в подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ он не упоминается.

Минфин России в Письме от 14.03.2008 № 03-05-05-02/12 обратил внимание на то, что в подп. 11 п. 2 ст. 251 НК РФ речь идет об освобождении от налогообложения дохода в виде безвозмездно переданного учредителем имущества, но не в виде имущественного права.

Поэтому, отмечается в Письме, организация, получившая от своего учредителя по договору безвозмездного пользования право пользования имуществом (то есть имущественное право), учитывает в целях налогообложения доход в виде безвозмездного права пользования данным имуществом, размер которого определяется исходя из рыночных цен с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Без чека не обойтись?

Главой 26.2 НК РФ предъявляются особые, вполне определенные и однозначные требования к учету расходов.

Из совокупности норм ст. 346.16 НК РФ следует, что расходы могут быть приняты в уменьшение налоговой базы только при одновременном выполнении следующих условий:

·         расходы поименованы (прямо или косвенно) в перечне, содержащемся в п. 1 ст. 346.16 НК РФ;

·         расходы соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они документально подтверждены, экономически обоснованны, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;

·         затраты фактически оплачены. Пунктом 2 ст. 346.17 НК РФ установлено, что в целях гл. 26.2 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

Никаких ограничений по поводу состава документов, служащих подтверждением оплаты, гл. 26.2 НК РФ не содержит.

Между тем из Письма Минфина России от 21.02.2008 № 03-11-05/40 следует, что расходы налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, по оплате товаров (работ, услуг), осуществленные за наличный расчет, могут быть учтены при определении налоговой базы только при наличии кассового чека (вне зависимости от наличия квитанций к приходному кассовому ордеру).

При этом Минфин сослался на ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», которой установлено, что все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.

По нашему мнению, ссылка на Закон о ККТ в данном случае не уместна. Нарушение норм этого Закона, то есть невыдача контрольно-кассового чека, влечет за собой ответственность только для продавца товаров (работ, услуг) и не должно никоим образом влиять на возможность принятия к учету расходов у покупателя, если, конечно, последний может представить иные документы, подтверждающие оплату им товаров (работ, услуг). При наличной оплате таким документом может служить и корешок к приходному кассовому ордеру.

Согласно п. 13 Порядка ведения кассовый операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 № 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Таким образом, приходно-кассовые ордера также являются документами, подтверждающими факт внесения наличных денежных средств в кассу организации.

В подтверждение этого вывода приведем несколько примеров из арбитражной практики.

 

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2007 № А56-35966/2006.

Инспекция не приняла расходы предпринимателя на сумму платежей по аренде нежилого помещения и на рекламу, посчитав, что представленные заявителем приходные кассовые ордера и квитанции к приходным кассовым ордерам без иных платежных документов, в том числе кассовых чеков, не могут свидетельствовать о документальном подтверждении понесенных им расходов.

Суд указал, что чеки контрольно-кассовой машины не являются единственным документом, подтверждающим расходы налогоплательщика при осуществлении расчетов наличными денежными средствами.

Квитанция к приходному кассовому ордеру является одним из документов, подтверждающих факт внесения наличных денежных средств в кассу организации-продавца.

 

Из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 № А52-235/2007: «Оплата товаров подтверждается приходными кассовыми ордерами, которые являются документами строгой отчетности. Наличие или отсутствие кассового чека в данной ситуации значения не имеет».

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.01.2006 № А19-12027/05-20-Ф02-7085/
05-С1.

Суд решил, что представленные обществом в налоговую инспекцию квитанции к приходным кассовым ордерам являются допустимыми доказательствами произведенных расходов. При этом действующее законодательство не содержит положений о том, что кассовый чек является единственным документом, которым могут быть подтверждены расходы налогоплательщика при осуществлении наличных денежных расчетов. Непредставление налогоплательщиком кассовых чеков при наличии иных предусмотренных законодательством платежных документов само по себе не опровергает факт уплаты наличных денежных средств и соответственно наличие у него соответствующих расходов.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2007 № Ф08-147/2007-35А.

Суд апелляционной инстанции обоснованно признал несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что кассовый чек является единственным документом, подтверждающим уплату налога на добавленную стоимость при приобретении товара за наличные денежные средства, а также доказательством несения расходов.

 

Компенсация за использование личного телефона

Минфин России в Письме от 11.03.2008 № 03-04-06-02/28 рассмотрел вопрос обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование сумм компенсационных выплат, производимых работнику за использование его личного мобильного телефона в служебных целях.

Напомним, что такого рода компенсация предусмотрена Трудовым кодексом РФ.

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. При этом размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

 

Пунктом 2 ст. 346.11 НК РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 10 этого Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения ЕСН всех видов установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением иных расходов работника.

То есть гл. 24 НК РФ предусматривает освобождение от ЕСН тех компенсационных выплат, которые предусмотрены законодательством, и в тех размерах, которые установлены в соответствии с законодательством.

Как уже отмечалось, компенсационные выплаты за использование личного имущества работника (в частности, телефона) предусмотрены ТК РФ. Их размер согласно ТК РФ должен определяться письменным соглашением сторон трудового договора.

В связи с этим Минфин в рассматриваемом Письме сделал вывод о том, что денежная компенсация за использование мобильного телефона, принадлежащего работнику, не облагается страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в пределах установленных организацией размеров.

Однако при этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием упомянутого имущества для целей трудовой деятельности. То есть организация должна располагать документами (или их заверенными в установленном порядке копиями), подтверждающими как право собственности работника на используемое имущество, так и расходы, понесенные им при использовании данного имущества в рабочих целях.