Проценты за задержку зарплаты страховыми взносами не облагаются

| статьи | печать

Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 20.04.2023 № Ф10-1827/2023 по делу № А83-14363/2022 пришел к выводу, что для целей исчисления страховых взносов проценты за задержку зарплаты относятся к законодательно установленным компенсационным выплатам, связанным с выполнением трудовых обязанностей.

Суть дела

Региональное отделение ФСС России (далее — фонд) провело выездную проверку компании. В ее ходе было обнаружено, что компания не начисляла страховые взносы на травматизм на суммы компенсации за задержку зарплаты. По мнению проверяющих, ни в ст. 422 НК РФ, ни в ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) компенсация за задержку зарплаты не поименована в качестве суммы, не подлежащей обложению страховыми взносами. Согласно ст. 236 ТК РФ выплата денежной компенсации работнику при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы относится к мерам материальной ответственности работодателя за нарушение договорных обязательств перед работником и не является возмещением затрат работника, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Фонд доначислил компании страховые взносы и привлек ее к ответственности за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы. Компания обратилась в суд с требованием признать решение фонда недействительным.

Решение судов

Суды трех инстанций поддержали компанию. Они указали, что денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ, является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в силу закона физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.

Согласно позиции Конституционного суда РФ, высказанной в п. 2.2 и 3 постановления от 11.04.2023 № 16-П, предусмотренные ст. 236 ТК РФ проценты (денежная компенсация) являются мерой материальной ответственности работодателя, призванной компенсировать негативные последствия нарушения работодателем права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы. В случае же длительной задержки выплаты заработной платы, даже при условии ее взыскания в судебном порядке с учетом проведенной работодателем на основании ст. 134 ТК РФ индексации, покупательная способность заработной платы снижается, а уплата данных процентов (денежной компенсации) способствует в том числе антиинфляционной защите соответствующих денежных средств. Защита нарушенного права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой зарплаты не должна исключать применение к работодателю, допустившему нарушение сроков выплаты зарплаты, предусмотренной законом материальной ответственности, имеющей целью компенсацию негативных последствий такого нарушения в виде лишения работника и членов его семьи необходимых денежных средств (возможности своевременно воспользоваться этими денежными средствами).

Так как спорные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), направлены на восстановление нарушенного права работника, суды пришли к выводу, что суммы компенсации за задержку выплаты зарплаты подпадают под действие подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ (установленные законодательством компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей), а поэтому не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Суды также указали, что это согласуется с позицией из Определения Верховного суда РФ от 13.06.2018 № 303-КГ18-6529, постановления Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 11031/13.

Отметим, что, несмотря на складывающуюся судебную практику, Минфин настаивает на начислении взносов на суммы компенсации за задержку зарплаты (письма от 01.09.2022 № 03‑04‑06/85300, от 27.05.2022 № 03-04-06/50079). Подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 27, 2022.