Китай может усилить глобальные проинфляционные риски

| статьи | печать

Это станет следствием роста спроса со стороны китайской экономики на товары и услуги, что поддержит мировую экономику. Однако в ближайшие кварталы эффект на российскую экономику от такого роста может быть относительно умеренным. Такие выводы делают эксперты Банка России в очередном выпуске бюллетеня «О чем говорят тренды».

Аналитики регулятора резонно считают, что отход Китая от политики нулевой терпимости к коронавирусу и постепенное открытие китайской экономики существенно поддержат мировую экономику. Причем эта поддержка повлияет как на предложение за счет улучшения ситуации с цепочками поставок, так и на спрос за счет реализации отложенного потребления китайскими домохозяйствами и восстановления спроса со стороны предприятий. Наиболее существенный эффект для внутреннего спроса ожидается от возможной траты домохозяйствами накопленных избыточных относительно привычного уровня сбережений. МВФ недавно пересмотрел прогноз прироста экономики Китая в 2023 г. с 4,4 до 5,2%. У многих участников рынка прогнозы по росту на 2023 г. до объявления об отходе от политики нулевой терпимости были еще ниже, но начали постепенно повышаться. Положительный эффект ускорение роста китайской экономики окажет и на глобальную экономику — через рост спроса на сырьевые, промежуточные и конечные товары, а также туристические услуги.

При этом авторы бюллетеня отмечают, что ускорение роста китайской экономики может стать дополнительным глобальным проинфляционным фактором через рост спроса на товары и услуги (по оценке Capital Economics, мировая инфляция может ускориться по этой причине на 1,0—1,7 п.п.). Дополнительный рост инфляции в связи с этим, наряду с другими факторами, в частности повышенным темпом роста цен на услуги параллельно с активным восстановлением их доли в потребительской корзине домохозяйств, может привести к закреплению глобальной инфляции на повышенном уровне в течение более длительного периода. Это, в свою очередь, может замедлить переход к этапу снижения ключевых ставок центральными банками мира и в целом повысить их траекторию на ближайшие кварталы.

Частично компенсировать проинфляционное давление, по мнению экспертов ЦБ, может соразмерное росту спроса расширение возможностей предложения. Политика нулевой терпимости к коронавирусу вызывала сбои в поставках многих мировых производственных цепочек, поскольку в любой момент предприятия и логистическая инфраструктура могли быть закрыты на карантин. Повышение стабильности работы предприятий позволит расшить многие узкие места, которые образовались с начала пандемии коронавируса в 2020 г.

Аналитики регулятора полагают, что открытие китайской экономики может способствовать более быстрой переориентации российской внешней торговли на азиатский регион. Повышение прогноза по темпам роста мировой экономики будет означать более высокий спрос со стороны Китая и других стран на произведенные в России товары и услуги, прежде всего сырьевые товары.

Однако авторы анализа констатируют, что расширение товарооборота с азиатскими странами могут сдерживать логистические ограничения. Одной из приоритетных задач является увеличение провозной способности модернизируемого Восточного полигона РЖД (Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали). К 2024 г. планируется увеличить ее на 15% (до 182 млн т). Далее по цепочке необходимо увеличить пропускную способность морских портов. Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна в 2022 г. увеличился лишь на 1,5%, несмотря на значительный рост спроса на перевалку в этом направлении. Планируется увеличить мощности на 40%.

Реализация столь масштабных инфраструктурных проектов требует времени, поэтому в ближайшие кварталы эффект на российскую экономику от увеличения спроса со стороны китайской экономики может быть сравнительно умеренным, считают эксперты Банка России.

 

Доля отдельных стран во внешней торговле России, %

Страна

2020

2022

ЕС

39,9

38,9

Китай

22,6

27,7

ЕАЭС

11,7

11,3

Турция

4,7

10,0

Индия

1,8

6,3

Источник: Банк России