Ловушки в договорах: на что обратить внимание, чтобы снизить риск финансовых потерь

| статьи | печать

Казалось бы, очевидно, что договор — основа безопасности (качества, сроков, обязанностей) любой сделки. Именно договор регламентирует все возможные варианты развития событий и пути их разрешения, чтобы избежать конфликтов и недвусмысленных ситуаций. Однако большое количество проблемных моментов, споров и по итогу финансовых потерь спровоцированы именно неграмотным или недостаточно внимательным подходом к подготовке договоров. О самых распространенных ловушках, в которые попадается бизнес, и о том, как их избежать, рассказывает Юлия Вощинина, глава юридического подразделения на производственном предприятии Роскосмоса.

Самое главное — внимательно читать все пункты, вдумчиво, отслеживая логику каждого действия и утверждения. Не только свои договоры, но и подготовленные контрагентом.

При подготовке любого договора первое, что нужно, — провести всестороннюю проверку контрагента и тщательный анализ предложенного проекта договора на всевозможные риски. Второе — четко определить, какие цели должны быть достигнуты по результатам реализации/осуществления предмета договора, и согласовать с контрагентом важные моменты для обеих сторон по оформлению, подписанию и исполнению такого договора.

Первый этап: проверка контрагента

Начнем с проверки контрагента. В зависимости от того, кто является вашим контрагентом, могут измениться и условия договора. Необходимо проверить учредительные документы на предмет компетенции и наличия ограничений компетенции исполнительного органа (лица, кто подписывает договор), попросить заверения, что данная сделка не является крупной или сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность.

  • Можно прописать в договоре обязанность контрагента предоставить учредительные документы, но это не обязательно, так как есть много иных способов собрать информацию. А крупные публичные компании обычно свой устав публикуют на сайте.

В уставе «в лоб» ограничения не прописаны, надо смотреть в нем компетенцию совета директоров, он еще может называться наблюдательным советом или правлением, если их нет, то собрания акционеров или участников, то есть других вышестоящих над директором органов компании. Например, это может выглядеть так:

— сделки с недвижимым имуществом, цена которых составляет более 50 млн руб., подлежат предварительному одобрению советом директоров;

— получение компанией кредитов и займов на сумму свыше 10 млн руб. подлежит обязательному согласованию с собранием акционеров.

То есть директор без одобрения совета не имеет права заключать такие сделки по своему усмотрению. Это и есть ограничения, которые устанавливаются не по закону, а собственником компании. Есть еще ограничения, вытекающие из закона, — это необходимость одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Сделка с заинтересованностью — когда участник общества, директор или его жена работают и в компании, и у контрагента. Если просто, то сделка с заинтересованностью — это сделка со «своими» фирмами, ИП и физическими лицами.

  • Часто спрашивают: в какой форме надо запрашивать и получить заверения, чтобы быть уверенным в легитимности договора?

В 2015 г. в Гражданский кодекс ввели ст. 431.2 «Заверения об обстоятельствах». Если сторона договора заверила другую сторону об обстоятельствах, непосредственно относящихся к предмету договора или не связанных с предметом договора, но имеющих значение для его заключения, исполнения или прекращения, и заверение оказалось недостоверным, лицо, предоставившее недостоверное заверение, обязано возместить убытки, причиненные недостоверностью такого заверения, и уплатить неустойку, если она указана в договоре.

Например, сторона договора может предоставить в качестве заверения информацию относительно своего финансового состояния или финансового состояния третьего лица, наличия соответствующих лицензий, об отсутствии конфликта интересов у руководителя и т.п., если эти обстоятельства имеют значение для соответствующих договорных обязательств.

В частности, когда продавец предоставил покупателю информацию, оформив ее в виде заверения, о таких характеристиках качества товара, которым в большинстве случаев сходный товар не отвечает, и эта информация оказалась не соответствующей действительности, его тоже можно привлечь к ответственности.

  • При подписании договора необходимо убедиться, что подписант, представляющий интересы контрагента, имеет на это полномочия. Кто имеет право заключать договор от имени юридического лица?

Подписант может действовать на основании устава или же доверенности.

Лицо, имеющее право действовать без доверенности, — это руководитель юридического лица, он же его исполнительный орган. Этот человек указан в выписке из ЕГРЮЛ, там есть раздел, который называется «Сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица». Сформировать такую выписку на контрагента можно в сервисе на сайте ФНС. Это бесплатно и делается моментально.

От имени юридического лица может действовать не только директор, а любое лицо, которому он выдаст доверенность на совершение сделок. Тогда в шапке договора будет указано, что юридическое лицо заключает договор в лице такого-то, действующего на основании доверенности. Следует запросить оригинал или заверенную копию самой доверенности и убедиться, что срок ее действия не истек.

  • Важно следовать принципу надлежащей осмотрительности при выборе контрагентов (этот принцип закреплен в ст. 401 ГК РФ).

Проблемы могут возникнуть со стороны налоговой инспекции и банков. Если контрагент сомнительный, налоговики будут сомневаться в реальности сделок и снимать вычеты по НДС. Банки могут приостанавливать операции по счетам согласно «антиотмывочному» закону № 115-ФЗ.

Важно проверить надежность и платежеспособность контрагента, чтобы не получить безнадежную дебиторскую задолженность и бесперспективные судебные разбирательства.

Второй этап: работа со смысловой частью

Неопытные предприниматели заключают договор, просто чтобы был, не заботясь о его содержании. А когда возникают проблемы, поднимают договор, и вдруг оказывается, что там толком и нет ничего, чтобы требовать что-то от контрагента. На словах договорились, а в договоре не зафиксировали, взяли типовой и на том успокоились.

Чтобы не столкнуться с проблемами, в договоре максимально подробно и понятным языком нужно прописать, о чем вы договорились с контрагентом: что покупаете, в чем заключается услуга, сколько стоит, какое количество, в какие сроки и т.д. Если это товар, то какие у него характеристики, можно сослаться на ГОСТы, чтобы подробно не прописывать требования к качеству. Если услуга или работы — в чем они заключаются. Если аренда — что именно арендуется и с какой целью.

  • Важно внимательно проследить всю цепочку действий по договору. Первое — кто, что, в какой срок, в какой форме должен сделать. Второе — кто, как, в какой срок должен принять выполненную работу. Третье — что, если… и указать все возможные нюансы.

Например, при заказе спецодежды приложением к договору логично сделать макет, где нарисованы и описаны модели — крой, цвет — понтон или номер цвета, ткань, корпоративный стиль, сезон и, конечно, размерная сетка с мерками и количеством каждого размера. Часто такие детали не указывают и продавец привозит форму, не соответствующую, например, принятым размерам, — у них «маломерки», и ваш персонал 50-го размера просто не влезает даже в 54-й, а у покупателя отсутствует возможность отказаться от приемки, поскольку в договоре это условие не было прописано.

Обязательно прописывайте сроки выполнения обязательств по договору для того, чтобы избежать затягивания получения какой-либо услуги или поставки товара. Если работы, услуги или поставка выполняются в несколько этапов или партиями, то пропишите сроки для каждой итерации.

Особое внимание к процессу и условиям приемки товара/работы: когда товар считается принятым, а услуга — оказанной. Это ключевой процесс — в момент приемки и выясняется, что вместо ежа вам продали ужа, и если вы правильно проведете приемку и откажетесь от ненадлежащего товара — вы спасены. Этот раздел не любят расписывать, а следует, чтобы не платить деньги за товар, который вам не нужен. Например, я видела договор, где указано, что услуга считается выполненной в момент поступления денег на расчетный счет исполнителя, и этот договор подписывали десятки клиентов компании без единого протокола разногласий. Хорошо, что компания-исполнитель при этом добросовестная и не воспользовалась такой лазейкой.

В целом подписание договорных документов уполномоченным лицом — это отдельная проблема. Часто на приемку отправляют формально лицо, не уполномоченное документально, да еще и не понимающее в товаре, оно просто подписывает не глядя, а потом могут быть разные варианты развития событий. Иногда покупатель, не желая оплачивать товар, говорит, что у приемщика не было полномочий, он действовал от своего имени, с него оплату и просите. Тут проблемы и риски, что не попросили доверенность у покупателя. Но чаще проблемы случаются у покупателя, когда приемку практически не проводят и принимают товар и подписывают документы, и он лежит, потом приходит время его запуска в производство, а выясняется, что это подшипники с другой резьбой и к станкам не подходят, а вернуть товар уже невозможно.

Есть такое понятие, как существенные условия договора, без которых договор будет признан незаключенным. Они могут различаться в зависимости от вида договора, но вы не ошибетесь, если просто подробно пропишете в договоре все, о чем договоритесь. И помните: то, о чем не написано в договоре и его приложениях, требовать от контрагента вы не сможете.

  • А что мы можем требовать? Требовать можем все, что прописано, но не более. Если написано в договоре, что вам должны поставить кусок металла 85 мм на 74,5 мм, и будет отклонение хоть на десятую долю миллиметра, вы можете его не принимать.

Еще одна ловушка, в которую попадают те, кто составляет договор без должного внимания к деталям, — неучтенные расходы. Удивительно часто, заключая договор поставки товара, стороны не оговаривают, за чей счет осуществляется доставка. Не выделяют отдельно транспортные расходы или возврат многооборотной тары, например. Если вы не договоритесь об этих моментах на берегу, устанавливать, кто прав или неправ, будет суд, исходя из конкретных обстоятельств, а это лишнее время и деньги. В топ-3 «потеряшек» также можно отнести:

— Расходы на упаковку. Производитель упаковал вазы с заводские коробки, но у него не предусмотрена дополнительная защита для доставки фурами — кто должен взять на себя эти затраты или готовность получить 80% боя?

— Сопутствующие расходы. Вы бронируете отель для корпоративного выезда — кто оплачивает трансфер, услуги сопровождающего, переводчика, минибар, дополнительные заказы в ресторане? Мне знаком случай, когда выставленный счет за мини-бар и дополнительные заказы при выезде был в 1,5 раза больше суммы основного контракта, при этом компания-заказчик отказалась покрывать эти расходы, так как в договоре было указано: организация поездки «под ключ» — и не прописаны детали, что входит в этого понятие, а что нет.

— Компенсация разницы в цене. Актуально для долгосрочных контрактов или сфер с динамичным ценообразованием. Например, компания сделала заказ, но тянет, не оплачивает и не выкупает, а за это время курс валюты изменился и стоимость выросла в два раза. По договору вы можете изменить цену контракта или обязаны отгрузить по договоренной цене. Или вы сделали расчет на 10 тыс. единиц, зафиксировали стоимость в договоре, а заказчик изменил объем заказа до 3 тыс. — себестоимость выросла, но в договоре не учли такую возможность и нет пункта о привязке стоимости к объему заказа, а лишь указано: «цена договора составляет ХХ рублей». Более того, стоимость указана в теле договора, а количество вынесли в приложение. Соответственно, заказчик вправе требовать отгрузки по согласованной цене.

Вывод: все расходы, которые могут возникнуть в процессе исполнения договора, нужно предусмотреть заранее.

Третий этап: проверка

Ни в коем случае не допускать двусмысленности условий договора и нечеткости фраз, которая может привести к нарушениям условий договора. В первую очередь это оценочные понятия. Например, приятный глазу, радующий глаз. Такие выражения часто используют при заказе сувенирной продукции, но это все очень субъективно, вам глаз радует, а другому совсем нет, и лучше такие требования к товару или услугам не писать, только конкретика. То же самое, когда пишут «продающая презентация», нет критериев, за счет чего она должна быть продающей.

Также часто возникают вопросы к формулировке «надлежащего качества», особенно в творческих или субъективных сферах, где часто нет прямого или материального результата/эффекта. Пострадать может как заказчик, так и исполнитель. Понятие качественного логотипа, или бизнес-консультации, или текста очень условно. Если заказчику логотип не нравится, но при этом выполнен в соответствии с техническим заданием, можно ли это считать работой, выполненной ненадлежащим образом, и отказаться от оплаты? Для этого важно прописать и по возможности оцифровать всю цепочку действий. По каким критериям будет оцениваться качество консультации? Какой логотип должен быть признан соответствующим ожиданиям (с позиции нравится/не нравится можно подготовить 1000 вариантов, и все забракуют)? Как будет оцениваться качество маркетингового исследования?

Например, при поставке металлопроката тоннами поставщики пишут, что отклонение на какую-то долю процента как в плюс, так и в минус не считается недопоставкой, а плюс не подлежит доплате, и покупатель обязан принять и оплатить на условиях договора.

Конечно, надо подробно прописать условия оплаты по договору. Кроме срока оплаты необходимо указать, когда оплата считается совершенной, чтобы знать, с какого момента предъявлять претензии в случае задержки. Если вы просто напишете, что срок оплаты 10 дней, непонятно, откуда его отсчитывать. И когда обязательство по оплате выполнено? Если вы этого не укажете, сложно будет предъявить штрафные санкции. Обычно пишут, что обязательство по оплате считается выполненным с даты поступления денежных средств на расчетный счет продавца либо списания с расчетного счета покупателя. В любом случае просите платежное поручение в подтверждение оплаты.

Какие нюансы еще могут быть:

  • Процесс предъявления претензий. В договоре нет неважных статей и процессов, все должно быть прописано, но этот раздел урегулирован законодательно, его можно особо не расписывать, единственное, ради чего многие его детализируют, — чтобы доказать факт получения претензии контрагентом, потому что, если не будет подтверждения надлежащего уведомления, не сможете и в суд пойти.

  • Часто пишут, что заголовки разделов не являются смысловым содержанием самого договора или про название договора, это сделано, чтобы, если что, договор не переквалифицировали в суде, например, из поставки в подряд, а это другое нормативное регулирование и совсем другие последствия. И еще, например, в разделе «обязанности» могут написать про штрафные санкции, чтобы не подвергнуть этот пункт сомнению в суде, если контрагент будет доказывать, что раздел про обязанности, а тут санкции и они не подлежат применению, в этом случае как раз и работает пункт о смысловом содержании заголовков.

  • Насколько внимательно надо читать раздел про форс-мажор или это стандарт и там подвоха не ждать? Раздел про форс-мажорные обстоятельства один из самых стандартных, если это договор, заключенный между резидентами, и будет исполняться на территории России. А вот если это международный контракт, то к этому разделу тоже стоит отнестись очень внимательно. Сейчас все сели его переписывать, столкнувшись с санкциями, опыт и еще раз опыт.

  • Ответственность, конечно, очень важный раздел, глядя на него, иногда задумываешься, а стоит ли вообще заключать договор, когда там драконовские санкции за каждый чих и за мало-мальское нарушение, но на себя контрагент эти санкции не распространяет. Так называемый порядочный договор — это когда санкции зеркальные, а когда тебе пишут 1% за день просрочки, а себе — 0,001%, выглядит не очень красиво. Читая этот раздел, можно составить мнение о контрагенте, некоторые просто делают санкции дополнительным источником дохода и пытаются нажиться на трудностях контрагента.

Как читать/смотреть договоры, как понять, что подсунули слабый договор или плохой? Не обязательно быть юристом, чтобы понять пригодность договора. Если видите пробелы и неопределенные формулировки, это уже говорит о его слабости. Чем подробнее характеристики товара, если есть, надо указывать ГОСТ или ТУ, описание услуг или результата работ, тем больше шанс получить, что заказывал.

Очень опасная ситуация, которую никто заранее не продумывает, пока не столкнется с ней в жизни, — когда давно работаешь с контрагентом и не ждешь подвоха. Многие расслабляются, доверяют и либо заключают договор-пустышку, либо начинают работать в очередной раз без договора, рассчитывая на его заключение позже на согласованных условиях. А в той компании может произойти все что угодно — от смены собственника, топ-менеджмента, что, в свою очередь, влечет смену политики, базы контрагентов, до увольнения простого менеджера, который не сообщил о ваших договоренностях, а новый нашел другого поставщика вместо вас. Поэтому даже со старыми знакомыми надо вступать правильно в договорные отношения.

Конечно же, во избежание плачевных последствий, которые обычно очень дорого обходятся бизнесу, рекомендация всегда одна — для составления договора привлекайте компетентных юристов, они помогут не только грамотно сформулировать все необходимые условия, но и снизить или исключить всевозможные риски.