Размер не имеет значения. В каких городах лучше растут креативные индустрии

| статьи | печать
Размер не имеет значения. В каких городах лучше растут креативные индустрии

Более половины креативного бизнеса в России сегодня сосредоточено в столицах, городах-миллионниках и региональных центрах. Однако в первую двадцатку городов по уровню креативной активности, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, вошли средние по размерам Кострома и Тула, а также малые Красногорск и Щелково. Успешное развитие творческого предпринимательства зависит от креативного отношения федеральных и местных властей: снижения налогов, выделения удобных помещений, льготного финансирования et cetera.

Большая часть (54,4%) креативных индустрий в нашей стране, по оценке Центра междисциплинарных исследований человеческого капитала (ЦМИЧК), созданного с участием РАН, МГИМО, ВШЭ и РАНХиГС, работает в двух столицах и крупнейших городах.

В то же время ранжирование городов по уровню Индекса креативной активности (ИКА), который показывает долю численности занятых в творческом бизнесе на 10 тыс. населения, выявило иную картину.

В первую двадцатку самых активных креативных городов, кроме Москвы (ИКА = 505) и Петербурга (336), вошли средние: Кострома (327), Ярославль (243), Нижний Новгород (219), Смоленск (213) и Тула (186).

Весьма показателен опыт Костромы, которая активно использует потенциал своей истории и культуры. Четыре века назад именно сюда пришли послы Московского Земского собора, чтобы призвать Михаила Романова на царство после Смутного времени. Кроме того, местные власти весьма успешно позиционируют ювелирный бизнес города. Искусные мастера Костромы производят порядка трети всей ювелирной продукции в России, сохраняя древние традиции художественного промысла.

В группу креативных лидеров эксперты отнесли и ряд малых городов: Красногорск (ИКА = 339), Химки (208), Домодедово (186) и Щелково (178). Но если творческий успех этих городков можно во многом объяснить близостью к столице, то результаты крошечного Мышкина стали плодом усилий жителей и властей.

Горожане и администрация превратили Мышкин с населением немногим более 5 тыс. человек в провинциальную музейную столицу или как минимум в известный туристический центр. Главным брендом города стало его имя, полученное, согласно легенде, за спасение мышкой от укуса змеи князя Мстиславского.

Здесь создан единственный в мире Музей Мыши, новый туристический комплекс «Мышкины палаты», построенный к международному фестивалю «Мышь-2008», а также его высшая награда — орден Мыши, учрежденный по предложению академика Дмитрия Лихачева. Местные жители даже говорят, что знаменитый персонаж романа Федора Достоевского князь Мышкин родом из их города.

В целом исследование ЦМИЧК показало существенную неоднородность в нашей стране креативных индустрий. Их можно разделить на две основные группы.

Во-первых, локальные творческие отрасли, относительно равномерно распределенные по городам разного размера (промыслы и ремесла, издательское дело, художественное творчество, исполнительские искусства, музеи, библиотеки, архивы, фотография).

Во-вторых, творческие бизнес-индустрии, сконцентрированные преимущественно в больших, крупных и особенно крупнейших городах и выступающие драйвером экономического развития креативного сектора.

Успешность дальнейшего развития креативного сектора в отечественных городах во многом будет определяться совместной работой федерального центра и местных властей в рамках реализации Концепции развития творческих индустрий, утвержденной правительством осенью прошлого года.

Предпринимательское сообщество предлагает включить в Концепцию целый пакет налоговых льгот для стимулирования развития творческого бизнеса. «Налоговый манифест креативных индустрий» включает введение 7%-ной ставки отчислений во внебюджетные фонды с зарплат, отмену взносов во внебюджетные фонды с авторских вознаграждений, освобождение от НДС всех видов лицензионных сделок.

«Манифест» призывает перенести бремя налогообложения с этапа производства творческого продукта на этап его реализации, где сейчас, собственно, и формируется прибыль. Выпадающие доходы бюджетов, по оценке представителей креативного бизнеса, будут с лихвой компенсированы в будущем. Творческие индустрии смогут за счет реализации креативного потенциала россиян существенно больше заработать и в дальнейшем заплатить более весомые налоги.

Стоит закрепить за субъектами Федерации право устанавливать пониженную ставку при использовании упрощенной системы налогообложения, считает основательница Центра современных искусств Софья Троценко. Для галерейного бизнеса была бы очень полезна и отмена торгового сбора. Ведь даже при большой площади экспозиционного пространства оборот галереи несравним с продажами торгового центра. «Во время карантина Москва отменяла торговый сбор, и это было весомой, значимой мерой поддержки», — подчеркивает г-жа Троценко.

Очень важно обеспечить возможность получить актуальное образование на стыке творчества и предпринимательства.

«Нам необходимо глобально интегрировать на всех уровнях образования модули, связанные с визуальной грамотностью, проектным мышлением, предпринимательскими компетенциями», — считает директор фонда «Креативные практики» Денис Щукин. Причем нужно обучать не только бизнесменов, но и государственных служащих, которым предстоит работать с творческими индустриями.

Одним из ключевых направлений стимулирования креативного бизнеса является обеспечение доступности льготных финансовых ресурсов.

«Одних президентских грантов не хватит: необходимо развивать венчурное и особенно банковское финансирование, — уверен эксперт Фонда „Сколково“ Максим Прокш. — Банковская сфера сейчас, к сожалению, сверхосторожно подходит к этому вопросу».

Совсем скоро — в марте нынешнего года — Министерство культуры должно внести проект плана мероприятий по реализации Концепции творческих индустрий в правительство.