Как коронакризис повлиял на креативные индустрии

| новости | печать

Такой вопрос изучил Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ и пришел, на первый взгляд, к парадоксальному выводу.

Сразу важно ознакомиться с определением креативных индустрий, которое приводит ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru). Под ними понимается совокупность организаций, осуществляющих деятельность в следующих 15 областях: ИТ и видеоигры; реклама и пиар; архитектура; исполнительское искусство; издательская деятельность; музеи, библиотеки, архивы; телерадиовещание; кино и анимация; фотография; промыслы и ремесла; дизайн; ювелирное дело; художественное творчество; образование в креативных индустриях; музыкальная индустрия.

Теперь — к главным выводам исследования ИСИЭЗ.

По состоянию на май 2021 г., в России действовало 173 887 организаций креативных индустрий (5,9% от общего числа юридических лиц). Значимая их часть пришлась на ИТ и видеоигры (59,6 тыс. организаций), рекламу и пиар (35,6 тыс.) и архитектуру (21,4 тыс.). Совокупно эти три отрасли составляют 67% всего национального креативного сектора.

Креативный сектор пандемию переживает хуже остальных

Авторы исследования сообщают, что с 2016 г. в России наблюдается сокращение числа организаций креативных индустрий. Рекордным стал пандемийный 2020 г.: таких организаций стало меньше на 20,1 тыс. (по сравнению с 19,6 тыс. годом ранее). Преимущественно данная тенденция обусловлена снижением числа создаваемых организаций — почти вдвое по сравнению с 2017 г., когда было учреждено наибольшее число креативных компаний (25,3 тыс.).

При этом ученые ИСИЭЗ отмечают, что в целом предпринимательская активность в креативном секторе соответствует общероссийским трендам, которые характеризуются сокращением числа новых организаций. Однако исследователи констатируют, что креативный сектор переживает пандемию хуже, чем российская экономика в целом, для которой рекорд по убыли организаций пришелся на 2019 г. За период 2015 — 2020 гг. увеличение числа компаний фиксировалось только в относительно небольших индустриях дизайна (+1669 организаций, рост в 14,2 раза), промыслов и ремесел (+395, рост в 1,3 раза), профильного образования (+177, рост в 1,5 раза). Максимальный спад наблюдался в сферах фотографии (–73,4%), ювелирного дела (–51,1%) и издательской деятельности (–41,6%).

Единственный вид креативной деятельности из 15, продемонстрировавший незначительный рост числа организаций в 2020 г., — образование в креативных индустриях (+14 организаций).

Занятость креативных специалистов растет даже в пандемию

В этом сначала и видится парадокс. Но — по порядку.

Оценку занятости в креативной экономике эксперты ИСИЭЗ выполнили на основе применяемой в мировой практике концепции «креативного трезубца», в рамках которой учитываются два признака: занятость в творческих профессиях и креативных индустриях. На пересечении этих признаков выделяются три группы:

·         занятые в творческих профессиях в креативных отраслях — «специалисты» (например, копирайтеры в рекламных агентствах);

·         занятые в творческих профессиях в других отраслях — «интегрированные» (дизайнеры в автоконцернах);

·         занятые в прочих профессиях в креативных отраслях — вспомогательный персонал (секретари в кинокомпаниях).

Авторы исследования ИСИЭЗ интригуют выводом, что на фоне убыли числа организаций и сокращения общей занятости в экономике в течение последних лет в креативном секторе наблюдается последовательное расширение занятости во всех трех группах (с 3,9 до 4,8 млн чел. в 2017 — 2020 гг.). Даже во время пандемии 2020 г. произошло небольшое увеличение численности.

Но «интриге» исследователи находят простое объяснение — драйвером роста выступают не столько сами креативные индустрии, сколько другие секторы (промышленность, торговля, профессиональные услуги), формирующие спрос на работников творческих профессий (данные отрасли обеспечили примерно 70% роста за рассматриваемый период).

В целом в России численность «интегрированных» работников — занятых в творческих профессиях в традиционных отраслях (2,1 млн человек в 2020 г.) — практически вдвое превосходит численность «специалистов» — творческих работников в креативных индустриях (1,2 млн человек), констатируют ученые ИСИЭЗ.

«На фоне сокращения предпринимательской активности в креативных индустриях (в том числе на 30% количества созданных новых организаций в 2020 г. по сравнению с 2019-м) можно говорить о буме востребованности творческого труда у крупных компаний, которые ищут новые источники повышения конкурентоспособности и новые рынки. Ярким примером является крупнейший госбанк, взявший курс на трансформацию в полноценную ИТ-компанию», — комментирует результаты исследования Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.