Низкие цены онлайн-платформ мешают творчеству самозанятых

| статьи | печать

Значительная часть россиян, использующих налог на профессиональный доход, относятся к числу креативных предпринимателей. Однако лишь треть из них предлагают свои товары и услуги на электронных торговых площадках. Низкие цены, которые навязывают самозанятым цифровые платформы, не учитывают их профессиональное мастерство, а «обезличка» стирает творческую индивидуальность.

Термин «творческие индустрии», по оценке заместителя руководителя Школы коммуникаций ВШЭ Марии Мордвиновой, прозвучавшей на презентации исследования «Платформенная занятость. Перспективы и возможности для представителей креативных индустрий и работников интеллектуального труда», существует давно. Они включают в себя не только традиционные творческие, но и интеллектуальные индустрии, которые оказывают услуги компаниям и гражданам. Например, в туристическом или ивент-бизнесе есть весомая креативная составляющая, но эти отрасли в статистике относятся к сфере услуг.

«Если ориентироваться на общемировой опыт и достаточно широкое понимание включаемых в креативные индустрии профессий, то мы доходим в среднем до 6—8% ­ВВП», — отметил д.э.н., заведующий кафедрой маркетинга и рекламы Института экономики, управления и права РГГУ Алан Абаев.

Основную часть самозанятых, принявших участие в опросе «Вышки», можно отнести к среднему классу — доля граждан с вузом за плечами составляет 68%, 48% могут позволить себе дорогостоящие приобретения, еще 13% — покупку автомобиля или зарубежный отдых.

Использование онлайн-платформ (Авито, Яндекс.Услуги, Профи и других электронных площадок) дает, по мнению профессора Школы коммуникаций Олега Каширских, представителям интеллектуального труда возможность войти в профессию, начать свой путь в креативных индустриях.

Однако на практике к онлайн-платформам для поиска заказов регулярно обращается только треть творческих самозанятых. «Основная часть (46%) ищут клиентов по рекомендации бывших заказчиков, а 43% прибегают к советам друзей и знакомых, — комментирует ситуацию профессор Людмила Запорожцева. — Лишь 35% самозанятых из креативных индустрий используют социальные сети для продвижения собственных услуг, и если сравнить разные каналы продвижения, то главным остается „сарафанное радио“».

Непреодолимым (по крайней мере, пока) барьером на пути к использованию цифровых платформ креативные самозанятые называют их установку на демпинг, которая приводит к обесцениванию труда представителей творческих и интеллектуальных индустрий.

Вот лишь некоторые отзывы креативных предпринимателей, которые давали интервью исследователям ВШЭ: «Мне эта система ужасно не понравилась. Там торги. Меня это ужасно раздражало, потому что это мелочно все. Слишком грубо. Какие-то мелкие деньги. Чувствуешь унизительно себя. Должен скидывать цену либо как-то очень правильно написать про себя. Еще биться за этот рейтинг, как бедные таксисты».

Еще один комментарий прозвучал так: «Я считаю, что биржи — это зло. Там очень редко можно найти хорошего клиента, клиенты приходят, как правило, с низким чеком, там считается, что можно найти специалиста за 500 руб. Но я считаю, что для нормального специалиста с каким-то уровнем там делать нечего».

На развитие сотрудничества с онлайн-платформами также негативно влияет обезличенность коммуникации с клиентом, которую один из «креативщиков» описал следующим образом: «Когда у потенциального заказчика нет твоего портфолио, человек не может по достоинству оценить твой потенциал. В результате он настраивается на продукт массового качества, который не учитывает твои творческие возможности».

Идеальная онлайн-биржа, по оценке креативных самозанятых, не должна «продавливать» низкие цены. Она обязательно должна создавать возможность клиенту познакомиться с портфолио исполнителя, а фрилансеру — с запросом потребителя. Кроме того, платформа должна учитывать специфику предоставляемых самозанятым услуг (например, не сжимать изображения, если речь идет о дизайнерах, художниках, иллюстраторах и т.д.).