Новые правила и поправки в «антиотмывочном» законе

| статьи | печать

Росфинмониторинг предложил внести изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ, «антиотмывочный» закон) и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанные с расширением обязанностей финансовых компаний, организаций (ИП), оказывающих бухгалтерские и юридические услуги, по блокировке средств и имущества клиентов. Эти поправки опубликованы на Едином портале для размещения проектов НПА. Еще летом новшества затронули «антиотмывочный» закон, в частности, введено понятие «национальная оценка рисков», дополнительные параметры для индентификации юридических лиц и другие. О том, как будут работать эти изменения, пойдет речь в данной статье.

Основная направленность законопроекта — внесение изменений в законодательство РФ для обеспечения его соответствия практике применения международных стандартов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).

В действующей редакции Федерального закона № 115-ФЗ указано, что финансовые организации, адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, обязаны принимать меры по блокировке денежных средств и имущества своих клиентов, которые включены в перечни организаций и физлиц, подозреваемых в причастности к экстремизму, терроризму или распространению оружия массового уничтожения. Эти меры следует принимать незамедлительно, не позднее одного рабочего дня со дня размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальном сайте Росфинмониторинга, информации о включении организации или физического лица в названные перечни.

Проектом федерального закона предлагается закрепить механизм «прямого действия» решений Совета Безопасности ООН.

Данный подход уже реализуется, он направлен на применение всеми находящимися под юрисдикцией РФ физическими лицам и организациями. При этом, согласно законопроекту, меры по замораживанию (блокированию), определенные решениями Совета Безопасности ООН, финансовыми организациями должны будут применяться незамедлительно, не позднее 20 часов с момента получения уведомления уполномоченного органа (Росфинмониторинга) о принятии Советом Безопасности ООН решений по вопросам предупреждения терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Такое уведомление Росфинмониторинг будет направлять всем финансовым организациям в срок до четырех часов с момента непосредственного размещения решений Совета Безопасности ООН в сети Интернет, на его официальном сайте, одновременно информируя о лицах, в отношении которых такие решения были приняты (отменены).

Отметим, что до внесения изменений адвокаты, нотариусы, доверительные управляющие иностранных структур и лица, оказывающие бухгалтерские или юридические услуги, обязаны только принимать меры по блокированию денежных средств и имущества в отношении клиентов по требованию закона о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Представление информации о принятых мерах пока не предусмотрено. Если данные поправки будут приняты, они вступят в силу с 1 декабря 2022 г.

Национальная оценка рисков

Напомним, что летом 2021 г. Федеральным законом от 11.06.2021 № 165-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внесены изменения в «антиотмывочный» закон. Законодателями введено понятие «национальная оценка рисков в целях ПОД/ФТ» — это деятельность, которая направлена на минимизацию рисков легализации преступных доходов.

Напомним, что регуляторами в сфере ПОД/ФТ согласно «антиотмывочному» законодательству являются:

  • Центральный банк (контролирует работу банков, ломбардов, страховых компаний, микрофинансовых организаций, кредитно-потребительских кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, участников рынка ценных бумаг);

  • Росфинмониторинг (контролирует агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, бухгалтеров на аутсорсинге, операторов по приему платежей);

  • Федеральная пробирная палата (под контролем ювелирные компании);

  • Роскомнадзор (контролирует операторов мобильной связи и «Почту России»);

  • ФНС (под контролем лотереи и тотализаторы).

  • К этому списку добавляются Федеральная нотариальная палата (контроль нотариусов), Федеральная палата адвокатов РФ (контроль адвокатов), саморегулируемые организации аудиторов (контроль аудиторов).

Контроль сайтов и лицензий

Еще одно нововведение связано с тем, что организации и ИП будут проверять по двум дополнительным параметрам — лицензии и домену сайта. Такие изменения внесены Федеральным законом от 02.07.2021 № 355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в «антиотмывочный» закон.

Организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или имуществом, запрещается принимать на обслуживание лиц, осуществляющих деятельность на территории РФ без полученной в установленном порядке лицензии. Также банкам и подобным организациям, осуществляющим операции с денежными средствами, запрещается принимать на обслуживание лиц, оказывающих услуги с использованием сайта в сети Интернет, в случае, если доменное имя этого сайта (указатель страницы) содержатся в Едином реестре доменных имен (указателей страниц сайтов) в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.(п. 15 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Отказ в обслуживании без проведения идентификации

Действующее законодательство предусматривает проведение идентификации каждого клиента перед приемом на обслуживание. Об этом указано в ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

С 1 сентября 2021 г. банки и другие организации обязаны отказать клиенту в обслуживании, если не проведена идентификация. Если клиент не согласился раскрыть бенефициарного владельца компании, то счет в банке ему не откроют.