Аудиторские проверки за 2021 г.: рекомендации и пояснения

| статьи | печать

Ситуация, которая сложилась в 2020 и 2021 гг. в связи с распространением коронавируса, продолжает оказывать влияние на деятельность компаний и их бухгалтерскую отчетность. В свою очередь, это не может не иметь последствий при проведении аудита указанной отчетности. С учетом этих обстоятельств Минфин рекомендовал аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам соблюдать особенности при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г.

Когда проводят обязательный аудит

Обязательный аудит проводят в отношении организаций, если:

  • их ценные бумаги допущены к организованным торгам;

  • они являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, эмитентами эмиссионных ценных бумаг, которые обязаны раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», бюро кредитных историй;

  • они созданы как фонды (за исключением внебюджетных фондов, специализированной организации управления целевым капиталом и международного фонда) и при этом за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, получили имущество и денежные средства на сумму, которая превышает 3 млн руб.

Также обязательный аудит предусмотрен в отношении организаций, которые соответствуют хотя бы одному из следующих условий:

  • за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, организация получила доход более 800 млн руб.;

  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.

Обязательный аудит организаций, которые соблюдают требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ), имеет свои особенности.

Проверяющие должны обратить внимание на то, выполняет ли компания требования по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уни­чтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Если аудитор при проведении аудита выявит основания, что сделки или финансовые операции проверяемого лица могли или могут быть осуществлены в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, то он должен уведомить об этом Росфинмониторинг (ч. 2.1 ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ).

Кто вправе проводить обязательный аудит

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2021 г. могут проводить исключительно аудиторские организации. При этом они должны:

  • иметь в штате хотя бы одного аудитора, у которого есть квалификационный аттестат аудитора, выданный после 1 января 2011 г. (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);

  • соблюдать требования ч. 20 ст. 15 Федерального закона от 02.07.2021 № 359-ФЗ.

Согласно данному требованию до дня вступления в силу порядка ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, аудиторские организации уведомляют Казначейство о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций в порядке, предусмотренном до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 № 359-ФЗ.

Предполагается, что порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, вступит в силу с 1 сентября 2022 г. А до этой даты аудиторская организация, оказывающая услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций, обязана уведомить об этом Казначейство.

Начиная с 1 января 2022 г. индивидуальный аудитор не вправе проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, в том числе отчетности за периоды, предшествующие 2021 г. Но при этом аудиторские заключения, если они были выданы индивидуальными аудиторами по результатам обязательного аудита бухотчетности до 1 января 2022 г., продолжают признаваться официальными документами в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Стандарты аудиторской деятельности

При проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г. нужно руководствоваться МСА, введенными в действие приказами Минфина от 09.01.2019 № 2н, от 30.12.2020 № 335н, от 27.10.2021 № 163н и от 09.11.2021 № 172н.

В частности, нужно применять:

  • МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) «Выявление и оценка рис­ков существенного искажения»;

  • МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»;

  • МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении».

Помимо МСА необходимо применять следующие документы, принятые Международной федерацией бухгалтеров и рекомендованные для применения Советом по аудиторской деятельности:

  • концепцию качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;

  • международную концепцию заданий, обеспечивающих уверенность;

  • словарь терминов;

  • структуру сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита, и заданий, обеспечивающих уверенность;

  • предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация, индивидуальный аудитор самостоятельно определяют формы и методы проведения аудита на основе стандартов аудиторской деятельности.

Кроме того, при проведении аудита бухгалтерской отчетности Минфин рекомендует особое внимание обращать на:

  • требования по составлению и хранению аудиторской документации по МСА 230 «Аудиторская документация»;

  • документальное оформление выявленного несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов по МСА 250 (пересмотренный) «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»;

  • получение аудиторских доказательств по МСА 500 «Аудиторские доказательства», МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях», МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»;

  • обоснование величины аудиторской выборки по МСА 530 «Аудиторская выборка»;

  • изучение информации о связанных сторонах по МСА 550 «Связанные стороны»;

  • применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица по МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности».

Аудиторская документация в электронной форме

Исходя из МСА 230, аудиторская организация или индивидуальный аудитор должны документировать выполненные аудиторские процедуры, полученные уместные аудиторские доказательства и сделанные выводы. Аудиторскую документацию можно оформлять как на бумаге, так и электронно.

В случае ведения преимущественно электронного документооборота аудиторы должны обратить особое внимание на обеспечение конфиденциальности, полноты и достоверности аудиторской документации. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны установить процедуры контроля аудиторской документации, позволяющие обеспечить:

  • идентификацию лиц, подготовивших, изменивших и проверивших соответствующий документ;

  • установление даты подготовки каждого документа, равно как даты внесения каждого изменения в документ;

  • полноту и достоверность информации на всех стадиях выполнения задания, особенно в случаях, когда информация передается внутри аудиторской группы;

  • предотвращение несанкционированного внесения изменений в аудиторскую документацию;

  • доступ к аудиторской документации по соответствующему аудиторскому заданию только членов аудиторской группы и иных уполномоченных лиц.

Аудиторское заключение также может быть составлено на бумаге или быть электронным.

Если организация подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение ей надо сдавать вместе с годовой бухгалтерской отчетностью в налоговую инспекцию, которая направит эти документы в ГИРБО. Поэтому получение его в электронной форме будет только преимуществом. Ведь представление аудиторского заключения в ГИРБО является обязанностью аудируемого лица, а не аудиторской организации, проводившей обязательный аудит.