Локдаун не помешал росту деловой активности в ноябре

| статьи | печать

Индикаторы деловой активности в конце осени продемонстрировали приличный рост, несмотря на локдаун в начале ноября. Индекс PMI обрабатывающего сектора России вырос до 51,7 балла на фоне быстрого увеличения объемов производства. Росстат зафиксировал выход предпринимательской уверенности в «зеленую зону» в добыче и обработке. Ежедневный стресс-индекс DESI показывает отсутствие серьезных рисков для экономики.

Деловая активность в российском производственном сегменте в ноябре продолжила рост. Индекс PMI поднялся с уровня 51,6 балла в октябре до 51,7 — в последнем осеннем месяце.

Драйвером роста стало увеличение объемов производства, темпы которого стали самыми быстрыми с мая текущего года. Топ-менеджеры компаний связывали увеличение размеров выпуска с более сильным клиентским спросом.

Одновременно производственные предприятия сообщили о росте новых заказов. Руководители опрошенных компаний отметили, что растущий объем новых продаж обеспечил выход на новые рынки. Еще одной позитивной новостью стало завершение пятимесячной серии сокращения новых экспортных заказов.

Рост потребительского спроса стимулировал предприятия к увеличению численности штатов, причем темпы создания рабочих мест были самыми быстрыми с декабря 2018 г.

Увеличение загрузки производственных мощностей дало возможность компаниям обрабатывающего сектора своевременно выполнять новые заказы, при этом размеры незавершенных работ постоянно уменьшались.

Среди негативных трендов ноября — ускорение темпов инфляции до четырехмесячного максимума, что привело к росту затрат предприятий. Высокие издержки были вызваны ростом цен поставщиков и дефицитом сырья и материалов.

Интересная деталь: несмотря на возможность возмещать за счет своих клиентов выросшее бремя издержек, компании старались сдерживать отпускные цены. Темпы их инфляции в ноябре снизились. За исключением недавнего минимума в сентябре, рост отпускных цен был самым медленным за год.

Деловые ожидания «директорского корпуса» в обрабатывающей промышленности в середине IV квартала увеличились до самого высокого уровня за пять месяцев. Оптимизм предпринимателей поддерживали надежды на дальнейшее восстановление экономики и устойчивый рост клиентского спроса.

«Российские производители сообщили о продолжении расширения деловой активности практически во всех отраслях обрабатывающей индустрии в ноябре, — комментирует ситуацию экономист компании IHS Markit Шиан Джонс. — По всему производственному сектору компании фиксировали рост производства и новых заказов третий месяц подряд. Хотя исторически увеличение этих показателей было небольшим, оно стало максимальным за шесть месяцев».

Стоит заметить, что ноябрь показал возможность вполне успешной работы предприятий обрабатывающего сектора в условиях пандемии. Это особенно важно на фоне опасности новой волны коронавируса, которая может начаться из-за штамма «омикрон».

ИПУ вошел на территорию роста

Индекс предпринимательской уверенности, который представил Росстат, с исключением сезонного фактора в ноябре вошел в позитивную зону. В добыче полезных ископаемых индикатор составил 1,4% (месяцем ранее индекс был в отрицательной зоне — 0,8%). В обрабатывающей промышленности в середине последнего квартала нынешнего года показатель равнялся 0,3% (в октябре — –0,9%).

Слегка подрос баланс оценок руководителей добывающих компаний спроса на продукцию (портфеля заказов), который в ноябре был –15% (в середине осени равнялся –16%). В обрабатывающем сегменте баланс составил –28%, что соответствует уровню октября.

Количество оптимистов, надеющихся на рост производства в течение ближайших трех месяцев, превысило число пессимистов в добывающем секторе на 8 п.п., в обрабатывающей индустрии — на 14 п.п.

Оценки экономической ситуации в своих компаниях, данные топ-менеджерами добывающих компаний, остались практически такими же, как и месяцем ранее. Благоприятным экономическое положение считают 10%, а удовлетворительным — 77%. В обрабатывающих производствах —12 и 73% соответственно.

Средний уровень загрузки производственных мощностей в конце осени составил в добыче полезных ископаемых 58% (в октябре — 59%), в обрабатывающем сегменте равнялся 60% (в предыдущем месяце — 61%).

Подавляющая часть (88%) «капитанов бизнеса» в компаниях, занимающихся добычей полезных ископаемых, и 89% руководителей обрабатывающих предприятий уверены, что производственные мощности удовлетворят спрос на их продукцию. При этом 4 и 9% респондентов соответственно указали на избыточность мощностей.

«Сигналов тревоги» не видно

В течение двух недель в середине ноября Сводный индикатор DESI (Daily Economic Stress Index — Ежедневный экономический стресс индекс), который рассчитывают ученые ВШЭ, пару раз поднимался выше нуля, когда некоторые индикаторы указывали на увеличение рисков для российской экономики.

Впрочем, по оценке аналитика Центра развития «Вышки» Сергея Смирнова, уровни DESI в ноябре даже близко не подходили к критическим значениям, превышение которых генерирует «сигналы тревоги». Так, за две недели кредитный дефолтный своп (CDS) по российским однолетним гособлигациям увеличился в 2,3 раза, а спред между девятимесячным форвардным и спотовым курсом рубля к доллару продолжал демонстрировать тенденцию к росту.

«Индекс потребительской активности Сбера немного сместился вниз относительно верхней границы „обычного потребления“, но пока неясно, можно ли и здесь говорить о какой-то тенденции, пусть даже и краткосрочной, или этот эффект связан исключительно с режимом „нерабочих дней“ в первой декаде ноября», — отмечает эксперт ЦР Степан Смирнов.

На этом фоне конъюнктура реального сектора экономики остается вполне стабильной. Погрузка грузов на железнодорожный транспорт за последние две недели выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года на 3,6%.

Потребление электроэнергии за этот отрезок времени в среднем оказалось на 6% выше (после корректировки на температурный и календарный факторы), чем за соответствующие недели 2020 г.

«Вполне вероятно, что ситуация будет развиваться по вполне благоприятному сценарию, однако нельзя не отметить, что, судя по динамике рынков, это не единственный возможный сценарий», — подчеркивает С. Смирнов.