Содержание требования о представлении документов при встречной проверке оспорить не удалось

| статьи | печать

Суд признал законным требование инспекции о представлении документов не по конкретной сделке, а по контрагенту за определенный период (постановление от 04.03.2021 № Ф03-657/2021).

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Постановление АС Дальневосточного округа от 04.03.2021 № Ф03-657/2021

Истец

ООО «Южное жилищно-коммунальное хозяйство»

Ответчик

Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Еврейской автономной области

Суть дела

Налоговая инспекция направила обществу требование о представлении документов (информации). Согласно ему общество должно было представить документы, в том числе платежные поручения, договоры, акты выполненных работ и акты сверки по взаимоотношениям с двумя его контрагентами.

Общество направило в инспекцию письмо, в котором сообщило о нарушении инспекцией положений ст. 93.1 НК РФ. Поскольку во вводной части требования были указаны основания для истребования документов (информации) — ст. 93 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ, то, по мнению общества, налоговый орган в требовании должен был указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля запрашиваются документы (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля), а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется предоставление информации.

В письме общество отметило, что в требовании налогового органа не были указаны конкретные сделки, в отношении которых истребуются документы, а также в связи с чем возникла необходимость их истребования.

Свои действия (направление письма вместо документов) общество обосновало подп. 10 и 11 п. 1 ст. 21 НК РФ. Согласно этим нормам налогоплательщики имеют право:

  • требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Поскольку в установленный срок документы по требованию представлены не были, инспекция привлекла общество к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ (за неправомерное несообщение сведений налоговому органу).

Общество обратилось в суд.

Решение судов

Суды трех инстанций признали решение налоговиков законным. Основания следующие.

Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Лицо, получившее такое требование, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

В требовании о представлении документов (информации) должны быть указаны истребуемая информация и период, к которому она относится. При истребовании информации относительно конкретной сделки должны быть также указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку, полное и сокращенное наименование организации (филиала, представительства), ИНН, КПП, а также при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации).

При наличии в требовании о представлении документов указания на наименование документов и налогового периода, к которому они относятся, требование является конкретизированным и обязательным для исполнения лицом, которому оно адресовано.

Суды установили, что спорное требование изложено таким образом, что позволяет идентифицировать контрагента, по взаимоотношениям с которым запрошены документы, а также какие конкретно документы и информацию и за какой период общество обязано было представить в инспекцию.

В требовании инспекции указано, что вне рамок проведения налоговых проверок возникла обоснованная необходимость получения информации (документов) по сделке с конкретными контрагентами. При этом формой требования, утвержденной приказом ФНС России № ММВ-7-2/628@), не предусмотрено указание в нем причины, по которой возникла необходимость запроса документов.

В связи с этим суды пришли к выводу, что направленное обществу требование соответствует установленной форме, содержит все необходимые реквизиты и не может нарушать права и законные интересы налогоплательщика. Налоговый орган действовал в пределах своей компетенции, предоставленной ему нормами налогового законодательства, в связи с чем у общества возникла обязанность своевременно его исполнить.

Поскольку общество в нарушение п. 5 ст. 93.1 НК РФ не представило истребованные документы (информацию) в установленный срок и не сообщило, что не располагает этими документами (информацией), суды признали штраф по ст. 129.1 НК РФ законным.