Производители сливочного масла расширяют международную экспансию

| статьи | печать

Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, 2020 г. для молочного рынка в целом сложился неплохо. Отраслевые итоги года подвели аналитики Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). В частности, эксперты обратили внимание на позитивную динамику, которую показал экспорт молочной продукции. С одной стороны, девальвация рубля подняла цены на сырое молоко по России, удорожив конечную продукцию для потребителя, с другой — позволила отечественной продукции более уверенно конкурировать на мировом рынке за счет снизившейся цены в валюте.

Согласно данным Росстата, производство молока-сырья за январь — ноябрь 2020 г. в сельхозорганизациях выросло на 5,4% до 16,3 млн т, в том числе 15,7 млн т товарного. Как итог, производство в 2020 г. может достигнуть порядка 17,7—17,9 млн т товарного молока, полагают в ИКАР. Указанные результаты удалось получить за счет продолжающейся модернизации производства и интенсификации надоев — по результатам одиннадцати месяцев 2020 г. прирост продуктивности молочного скота составил 6,2% (+400 кг/гол.).

Вместе с тем по итогам прошлого года эксперты ожидают расширения производства молочной продукции по большинству категорий. Предложение цельномолочной продукции вырастет по таким категориям, как молоко питьевое, сметана, творог и наиболее заметно по сливкам.

По сливочному маслу прирост может составить порядка 4,5%. Хотя в 1-м полугодии среднемесячный прирост был в районе 14—15%, резкое увеличение запасов скорректировало динамику производства во 2-м полугодии в сторону снижения. По сырам и сырным продуктам годовой прирост ожидается около 5—5,5%, а в 2021 г. может достичь 10%. Снижение доходов населения способно в очередной раз переструктурировать потребление россиян, увеличив долю дешевых продуктов с заменителем молочных жиров.

Высокая инвестиционная активность внутри страны в сырной промышленности за два года заметно изменила структуру условной емкости рынка сыра (производство плюс импорт). Доля отечественной продукции в 2020 г., оценочно, выросла с 78 до 84%, причем в перспективе доля будет расти и дальше. По сухому молоку и сливочному маслу уровень условной самообеспеченности колеблется на уровнях предыдущих годов: по маслу — порядка 68—70%, по сухому молоку — 54—56%.

В январе — октябре 2020 г. объемы экспорта как в стоимостном, так и натуральном выражении выросли по всем ключевым молокоемким категориям. По итогам 2020 г. в стои­мостном выражении прирост экспорта по молочной группе может составить порядка 17%, в натуральном — 20—23%. Основной прирост экспорта в 2020 г. происходил за счет расширения географии поставок биржевых товаров — сливочного масла, сухого обезжиренного молока, сухого цельного молока, а также сыворотки.

По сырам также фиксируется рост отгрузок на внешние рынки, но по сравнению с остальными видами молочной продукции он видится намного более скромным. Основными импортерами российской молочной продукции остаются страны СНГ, в том числе Казахстан, Украина и Белоруссия. Среди остальных — Монголия, Абхазия, Китай (в основном рост экспорта мороженого).


К сведению

Бизнес раскритиковал законопроект об улучшенной сельхозпродукции

Проект федерального закона, устанавливающего условия для развития производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными экологическими характеристиками, требует дополнительной проработки. Об этом заявила директор Молочного союза России Людмила Маницкая на совещании, организованном Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Она опасается, что после принятия такого закона в молочной отрасли может произойти «маркетинговый взрыв».

«Документ не устанавливает однозначно понимаемые критерии предмета законопроекта — сельхозпродукции с улучшенными экологическими характеристиками. Формулировки определений некоторых терминов этого закона вызывают недоумение», — отметила Л. Маницкая. По ее словам, необходимо четко в обороте продукции разграничить обычную молочную продукцию, которая соответствует требованиям ТР ТС, и улучшенную молочную продукцию, которая будет соответствовать другим — более высоким требованиям, они должны быть приняты на уровне закона.

В законопроекте было бы целесообразным в ст. 2, 4 регламентировать конкретные значения уровня допускаемого использования ингредиентов, пищевых добавок, пестицидов и т.д., отличающихся от уже существующих значений в документах — техрегламентах и других международных документах. В этом отношении проект, считает руководитель Молочного союза, представляет из себя голословный, ничем не подкрепленный, непроработанный документ.

Разработчик проекта установил обязательность маркировки QR-кодом, знаком соответствия, но не установил основного — доказательной основы нанесения знаков маркировки отличия этой продукции от обычной. «После принятия такого закона может произойти „маркетинговый взрыв“ для нашей отрасли. Все производители захотят написать, что у них улучшенная молочная продукция. Предприятиям придется выделять дополнительные средства для подтверждения такой продукции в органах по сертификации», — предупредила Л. Маницкая.

Бизнес считает, что проект в таком виде создаст явные предпосылки намеренного введения потребителя в заблуждение относительно природы продукта, так как заявленные улучшенные свойства продукции будут основаны лишь на собственном представлении органа по сертификации и производителя на основании ими же и разработанного документа по стандартизации. В обороте на стадии контроля невозможно будет проверить соответствие продукции закону, так как последний не содержит абсолютно никаких конкретных требований.