Экспорт АПК бьет рекорды, государству важно не помешать аграриям

| статьи | печать

В прошлом году российские производители сельскохозяйственных продуктов поставили на внешние рынки 79 млн т своей продукции на сумму 30,7 млрд долл., что на 20% больше уровня 2019 г. Это стало рекордным показателем в новейшей истории России. Вместе с тем эксперты призывают государство очень осторожно использовать меры регулирования, нацеленные на снижение цен на внутреннем рынке. Они могут помешать агропроизводителям наращивать их поставки за рубеж.

Рост экспортных поставок в 2020 г., по данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза (Агроэкспорта), продемонстрировали все основные группы товаров отрасли, за исключением рыбы и морепродуктов.

Экспорт зерна увеличился на 25% — до 49 млн т. В денежном выражении объем поставок за рубеж вырос на 29% — до 10 млрд долл. Благодаря столь внушительной динамике доля зерна в структуре отечественного сельхозэкспорта увеличилась до 33%.

Позитивный тренд наблюдался в поставках всех трех основных экспортных культур — пшеницы, ячменя и кукурузы. Отгрузки пшеницы выросли на 22% (до 39 млн т), в денежном выражении благодаря росту цен — на 29% (до 8,3 млрд долл.). Зарубежные продажи ячменя составили 6,1 млн т (+54% к уровню предыдущего года), кукурузы — 4 млн т (+29%).

Турция, вышедшая в лидеры среди покупателей российского зерна еще в 2019 г., в нынешнем году сохранила эту позицию. Египет находится на втором месте с долей 18%. На третьей позиции — Саудовская Аравия, увеличившая импорт российского зерна до 3,1 млн т стоимостью 568 млн долл.

Зарубежные поставки масложировой продукции в прошлом году выросли в натуральном выражении на 12% (до 8,1 млн т) и на 22% (до 5 млрд долл.) — в денежном.

Крупнейшим покупателем российской масложировой продукции является Китай, нарастивший импорт в 1,8 раза (до 1,1 млрд долл.). На второй позиции — Турция, увеличившая закупки на 26% (до 553 млн долл.). В первую тройку стран-импортеров входит также Индия, увеличившая ввоз российской масложировой продукции в 2,2 раза (до 364 млн долл.).

Рыбы и морепродуктов в прошлом году было экспортировано 2,3 млн т стоимостью 5,3 млрд долл. В физическом объеме отгрузки выросли на 6,3%, однако в денежном эквиваленте снизились на 2,1% по сравнению с показателем 2019 г. из-за снижения цен на мировом рынке.

В структуре продаж 54% приходится на мороженую рыбу, экспорт которой сократился на 5,7% (до 2,9 млрд долл.). В то же время продажи ракообразных поднялись на 3,2% (до 1,7 млрд долл.), рыбного филе — на 2,2% (до 509 млн долл.).

Около 60% российского экспорта рыбной продукции отправлялось в Республику Корею и Китай. Поставки в Корею увеличились на 8,2% (до 1,61 млрд долл.), продажи в КНР снизились на 6,1% (до 1,6 млрд долл.). Экспорт в Нидерланды уменьшился на 6,7% (до 864 млн долл.).

Поставки мяса за рубеж растут быстрыми темпами

Экспорт мясной продукции в 2020 г. продемонстрировал самый высокий темп роста среди основных категорий продовольственных товаров. За 12 месяцев его физический объем увеличился на 53% и составил 525 тыс. т. В денежном эквиваленте отгрузки достигли 887 млн долл., что на 49% выше аналогичного показателя 2019 г.

Крупнейшим покупателем российского мяса стал Китай. На втором месте с долей 16% — Вьетнам. Третью позицию заняла Украина с долей 12%.

Значительный рост экспорта мяса, по словам руководителя Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, обусловили несколько факторов. Во-первых, в прошлом году Россия смогла максимально использовать потенциал китайского рынка мяса птицы. Во-вторых, своевременно удалось освоить вьетнамский рынок благодаря активной работе Минсельхоза и Россельхознадзора, а также некоторых отечественных производителей свинины, сумевших убедить власти Вьетнама в безопасности российской продукции. В-третьих, свою роль сыграло ослабление рубля, повысившее конкурентоспособность российских товаров.

Поставки за рубеж молочной продукции в прошлом году выросли на 16% (до 207 тыс. т) в физическом выражении и на 11% (до 318 млн долл.) — в стоимостном.

Сыров и творога отправлено за рубеж 30 тыс. т (+12%) на сумму 96 млн долл. (+15%). Экспорт кисломолочных продуктов снизился на 2,1% (до 83 млн долл.), мороженого — вырос на 6,8% (до 57 млн долл.), молока и сливок — на 9,3% (до 55 млн долл.), сливочного масла — на 75% (до 15 млн долл.).

Ведущими покупателями молочных продуктов из России остаются государства постсоветского пространства. Экспорт в Казахстан увеличился на 8,7% (до 132 млн долл.), Беларусь — на 7,5% (до 45 млн долл.). Поставки на Украину за январь — декабрь оцениваются на уровне 45 млн долл. (+18%).

«2020 г. стал крайне удачным для экспорта молочной продукции, — подчеркивает управляющий партнер „Стреда консалтинг“ Алексей Груздев. — На фоне существенной девальвации рубля, которая сделала отечественную продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке, мы смогли существенно усилить свои позиции на традиционных рынках постсоветского пространства и при этом вырасти в объемах практически по всем категориям продукции».

Более того, в последние годы Россия получила доступ на рынки более 15 стран, десять из которых входят в топ-20 крупнейших стран — импортеров молочной продукции. Это Япония, Южная Корея, Вьетнам, Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир, Египет и другие государства.

Положительную тенденцию показали также поставки из России продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в 2020 г., которые увеличились на 13% (до 4,5 млрд долл.).

Главное — не навредить

Дальнейшие перспективы экспорта российской сельхозпродукции во многом будут зависеть от мер государственного регулирования отрасли, ориентированных на снижение цен внутреннего рынка. Здесь очень важно, по оценке эксперта Центра стратегических разработок Елены Разумовой, найти механизмы более мягкого регулирования продовольственного рынка без серьезного ограничения экспортеров.

В рыночной экономике, по мнению председателя совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александра Борисова, целесообразно не столько вводить ограничения для бизнеса, что чревато серьезными перекосами и нарушениями, сколько поддерживать население. Оно проголосует рублем и само отберет наиболее эффективных игроков рынка, которые останутся на нем.

«Сейчас при нынешнем уровне развития цифровизации очень важно доработать до конца единую государственную информационную систему социальной помощи, чтобы определить, кто реально должен быть получателем этой помощи», — считает А. Борисов.