1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 20

ФАС России разъяснила вопросы по поводу включения участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков

Антимонопольный орган подготовил письмо, в котором собрал позиции по трем спорным вопросам включения участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков. Например, он указал, правомерно ли включать поставщиков в реестр, если срок контракта истек, и можно ли внести в реестр сведения о новых участниках, которые на момент уклонения компании от контракта не являлись участниками.

Опубликовано письмо ФАС России от 29.09.2020 № ИА/84081/20 «По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)». В нем разъяснены некоторые спорные вопросы, касающиеся включения участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков при истечении срока контракта

Антимонопольный орган рассказал, нужно ли включать участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков в случае, если к моменту принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта срок действия такого контракта истек. Он пояснил, что для решения этого вопроса нужно учитывать позицию СКЭС ВС РФ, выраженную в Определении от 12.03.2020 № 308-ЭС19-23241. В нем указано, что само по себе окончание срока действия контракта не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, поскольку окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (п. 4 ст. 425 ГК РФ).

Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений о поставщиках в реестр необходимо учитывать исключительно обстоятельства, повлекшие принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения госконтракта, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением такого контракта, а также предоставление заказчиком поставщику возможности устранения допущенных им нарушений условий контракта в соответствии с ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

ФАС России сообщила, что территориальным органам необходимо учитывать данную позицию и принимать решение о включении или невключении сведений о поставщике в реестр вне зависимости от окончания срока действия контракта.

Включение в реестр участников, которые до уклонения от контракта не числились в обществе

Антимонопольный орган рекомендовал своим территориальным органам учитывать позицию, изложенную в постановлении КС РФ от 09.04.2020 № 16-П. В нем указано на недопустимость включения антимонопольными органами в реестр информации об учредителях юридического лица, которые не являются его участниками к моменту неисполнения или ненадлежащего исполнения этим юридическим лицом госконтракта.

Включение в реестр при нарушениях заказчика процедуры уведомления

Также ФАС России разъяснила, можно ли включать участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков в случае несоблюдения заказчиками процедуры уведомления такого участника об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В части 12 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обязан в регламентированные сроки уведомить участника закупки путем размещения такого решения в ЕИС, направления такого решения по почте заказным письмом, а также иным способом, обеспечивающим фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.

Однако ВС РФ указывал, что для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. При этом размещение соответствующих сведений на сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования госзакупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (например, Определение ВС РФ от 11.12.2019 № 301-ЭС19-22283).