Как выжить малому бизнесу, когда половина предпринимателей балансирует на грани банкротства?

| статьи | печать
Как выжить малому бизнесу, когда половина предпринимателей балансирует на грани банкротства?

Новые ограничения, призрак которых «замаячил» на фоне второй волны вируса, могут окончательно «торпедировать» малых предпринимателей, считают участники конференции «Малый бизнес России в условиях борьбы с пандемией». Предпринимательское сообщество предлагает снизить вал проверок контрольно-надзорных органов и отложить до лучших времен ряд обременительных для бизнеса государственных инициатив, например отмену ЕНВД и введение системы маркировки товаров. Малый бизнес просто «задыхается» в результате падения потребительского спроса из-за экономического кризиса.

В последние три года, по оценке исполнительного директора «Опоры России» Андрея Шубина, количество субъектов малого предпринимательства только в торговой сфере сократилось на 13%. «Я даже не говорю про этот год, — подчеркнул г-н Шубин. — То есть мы видим сокращение малого бизнеса даже в другой, более или менее нормальной экономической ситуации. Мы должны проанализировать причины данного сокращения. У нас есть перегибы на местах, у нас есть разные практики».

Большие трудности малому бизнесу создают проверки, поводом для которых служат санитарные требования, связанные с пандемией коронавируса. «В плане контрольно-надзорных органов по проверкам на 2021 г. уже сейчас числится 300 тыс. мероприятий, — отметил А. Шубин. — Давайте думать о том, как кардинально изменить систему контроля, в том числе с помощью малоформатного бизнеса».

Малым предпринимателям, по словам председателя попечительского совета «Опоры России» Сергея Борисова, очень сложно выживать и тем более — развиваться в условиях развернувшегося кризиса, в результате которого более 50% бизнесменов находятся в предбанкротном состоянии.

«Что касается государственной поддержки бизнеса во время первой волны пандемии в России, какая-то помощь была, однако недостаточная», — заметил С. Борисов. Он привел в качестве успешного примера опыт господдержки бизнеса в Германии, где каждый предприниматель получил выплату в размере 9000 евро, а лица, которые еще только собирались открыть свой бизнес, могли претендовать и получали выплаты в размере 5000 евро.

Одной из эффективных мер поддержки малого бизнеса сегодня может стать продление режима единого налога на вмененный доход (ЕНВД) до выхода из кризисной ситуации. «Не уверен, что сейчас подходящее время для отмены ЕНВД. Может быть, нужно из-за форс-мажора отсрочить его отмену и дать возможность людям еще поработать?» — заявил г-н Борисов.

«Отсутствие мер по смягчению перехода малого бизнеса с единого налога на вмененный доход на иные режимы налогообложения может привести к социальному взрыву, — предупредил уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте страны Борис Титов. — То, что правительство сегодня жестко настроено на отмену ЕНВД, конечно, имеет под собой логическое обоснование. Действительно, ЕНВД не самый лучший налог, действительно, по нему очень небольшие сборы, и его надо отменять. Но не сейчас. Сейчас это очень серьезный вызов для всего малого бизнеса России, в первую очередь для ретейла».

Многие предприниматели, по словам Б. Титова, очнутся только после того, как в январе придет первая платежка по налогу. Сегодня большинство из них даже не вникают в эти проблемы из-за режима выживания, в котором работают бизнесмены.

«Мы направили в правительство свои предложения по смягчению перехода, — сообщил участникам конференции бизнес-омбудсмен. — Что-то нужно делать, иначе мы получим очень тяжелый январь. Я буквально вчера вернулся из очередной поездки в регион — предприниматели подсчитывают, что должны будут платить в три-четыре раза больше, и говорят, что их бизнес не выживет».

Еще одна напасть, поджидающая предпринимателей в конце года, — необходимость уплаты налогов, отсрочку по которым они получили в разгар первой волны пандемии. Причем страдает от налогового пресса в первую очередь добросовестный бизнес. «Хороший пример был по салонам красоты, когда сами парикмахеры, визажисты и косметологи неплохо себя чувствовали, потому что ходили по квартирам, стригли и оказывали другие услуги. А закрытые на время карантина салоны несли убытки — платили за аренду, тепло, электричество и т.д. А для того, чтобы открыться, они были вынуждены понести еще и 70—80 тыс. руб. прямых затрат», — напомнил А. Шубин.

Опасения бизнес-сообщества вызывает также сквозная система маркировки товаров, к воплощению которой в жизнь, по мнению С. Борисова, нужно подходить очень осторожно. «Есть мнение, что маркировка, о которой нам говорят как о благе, на самом деле ничего не дает. Зачастую маркируется тот же самый контрафакт, но другими путями», — поделился своим видением ситуации глава попечительского совета бизнес-объединения.

Хронической проблемой малого бизнеса стало снижение платежеспособного спроса россиян, обострившееся в последнее время. Когда предприниматели внезапно столкнулись с пандемией, первоначальный расчет на финансовую «подушку безопасности», по словам вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Елены Дыбовой, не оправдался. Малый бизнес с каждым годом теряет свою маржинальность, и кризис это явно продемонстрировал.

Предварительные итоги четвертого этапа специального опроса ТПП РФ «БИЗНЕС-БАРОМЕТР СТРАНЫ», в котором приняли участие представители как предпринимательского сообщества, так и органов власти из всех регионов страны, показывают, что у них пока нет общего мнения относительно проблемы падения доходов граждан и состояния бизнеса. «В своих оценках текущего состояния малого и среднего бизнеса, уровня потребительского спроса и периода восстановления показателей деятельности предприятий до докризисного уровня мнения респондентов существенно расходятся, — прокомментировала ситуацию г-жа Дыбова. — Это свидетельствует о наличии неопределенности, непонимания, нехватки мобилизационной модели поведения бизнеса и власти в сложившихся экономических условиях, в том числе отсутствия системных решений в случае наступления повторных форс-мажорных обстоятельств».

Тем не менее малые предприниматели явно не теряют оптимизма и не забывают обсуждать перспективы развития своего бизнеса. Так, А. Шубин заметил, что сегодня важно повышать имидж предприятий торговли в российском обществе. В Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 г. обозначен тезис об улучшении имиджа торговых предприятий, однако не приведены конкретные инструменты. «Давайте вернемся к инструментам улучшения имиджа торговых предприятий. Это позволит нам на равных общаться с чиновниками», — бодро отметил исполнительный директор «Опоры России».