Конституционный суд разрешил принимать к вычету НДС при покупке имущества у банкрота

| статьи | печать

В постановлении от 19.12.2019 № 41-П Конституционный суд РФ определил временный порядок применения подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ при выставлении компанией-банкротом счетов-фактур с выделенной суммой НДС.

Без вычета — двойное налогообложение

Поводом для обращения в Конституционный суд послужил следующий спор. Компания приобрела у поставщика продукцию и на основании полученного от него счета-фактуры приняла предъявленный к оплате НДС к вычету. При проведении проверки налоговики доначислили компании НДС. Обосновали они это тем, что поставщик является банкротом. А согласно подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами), не являются объектом налогообложения по НДС. Соответственно, поставщик не уплачивает НДС, и покупатель не вправе был принимать указанный в счете-фактуре НДС к вычету.

Компания с этим не согласилась. Она выполнила все условия для применения налогового вычета, установленные ст. 171 и 172 НК РФ. Полученные счета-фактуры соответствуют требованиям ст. 169 НК РФ, приобретенные товары используются в облагаемых НДС операциях. По мнению компании, выставление контрагентом-банкротом счета-фактуры в нарушение налогового законодательства не является основанием для отказа в вычете налога. Ведь согласно п. 5 ст. 173 НК РФ лицо, выставившее счет-фактуру по операциям, не подлежащим налогообложению, должно уплатить НДС в бюджет. Следовательно, налоговики возлагают на компанию обязанность по повторной уплате НДС в бюджет, который уже был перечислен контрагентом.

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с налоговиками. Но кассационный суд приостановил рассмотрение дела и обратился в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности положений подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ в той части, в которой они не позволяют принимать к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом-банкротом.

Есть счет-фактура — будет и вычет

Рассмотрев запрос, Конституционный суд указал следующее. НДС является косвенным налогом и представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации. Цена товаров (работ, услуг) включает в себя НДС. Соответственно, бремя уплаты данного налога лежит на покупателе, который в дальнейшем вправе уменьшить свои налоговые обязательства на вычеты «входного» НДС. Для исключения необоснованного возмещения (вычетов) НДС законодательством предусмотрен в качестве основания для вычета специальный документ — счет-фактура.

Обязанность выставить покупателю счет-фактуру согласно ст. 168 НК РФ распространяется на всех плательщиков НДС. А выделенная в нем сумма налога является достаточным формальным основанием, с которым закон связывает право налогоплательщика на получение налогового вычета.

Конституционный суд указал, что поскольку счет-фактура является публично-правовым документом, дающим налогоплательщику право уменьшить НДС на сумму налоговых вычетов, нормы ст. 168 НК РФ, определяющие правовые последствия выставления счета-фактуры, подлежат неукоснительному исполнению как налогоплательщиками, так и налоговыми органами, которые не вправе давать данным нормам расширительное истолкование.

Конституционный суд неоднократно указывал, что право на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц. Иное, вопреки конституционному принципу равенства и связанному с ним принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, могло бы лишить налогоплательщиков предсказуемости последствий исполнения ими закона (определения от 26.11.2018 № 3054-О, от 10.11.2016 № 2561-О).

Из постановления Конституционного суда РФ от 03.06.2014 № 17-П следует, что лица, не являющиеся плательщиками НДС, вправе вступить в правоотношения по уплате этого налога. Это в силу п. 5 ст. 173 НК РФ возлагает на них обязанность выставить покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога. И такой счет-фактура является основанием для принятия выделенного в нем налога к вычету. Обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны, как это вытекает из п. 5 ст. 173 НК РФ, с одним и тем же юридическим фактом — выставлением счета-фактуры. Право покупателя на вычет ставится в зависимость от предъявления покупателю продавцом сумм налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, то есть посредством счета-фактуры. А обязанность продавца перечислить сумму налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем НДС отдельной строкой.

Конституционный суд указал, что само по себе исключение операций банкротов по реализации имущества из облагаемых НДС не является ограничением прав покупателя этого имущества. Ведь для него отсутствие возможности применить вычет компенсируется собственно предполагаемым отсутствием суммы НДС в цене реализуемого ему имущества. Однако покупатель ставится в уязвимую с точки зрения налоговых последствий ситуацию, если банкроты при реализации продукции выделяют НДС в счетах-фактурах. Ведь покупатель, произведя оплату продукции с учетом НДС, рассматривается налоговым органом как не имеющий права на получение вычета, несмотря на то, что счет-фактура с выделенной в нем суммой НДС по общему правилу является специальным документом, дающим такое право. Следовательно, покупатель фактически несет бремя НДС как при оплате приобретенной продукции (безотносительно к тому, поступают ли далее суммы этого налога в бюджет от продавца), так и при последующей реализации своей продукции (поскольку не может воспользоваться вычетом, предусмотренным в таких случаях по общему правилу). А это ведет к двойному налогообложению и к нарушению принципов равенства и экономической обоснованности налогообложения. При этом покупатель в ситуации банкротства продавца может быть лишен возможности истребовать у него соответствующую сумму как необоснованно выставленную в счете-фактуре и тем более истребовать ее из бюджета.

В результате Конституционный суд определил временный порядок применения подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ до внесения в него и (или) в корреспондирующие ему положения законодательства о несостоятельности (банкротстве) изменений. В соответствии с ним покупатели продукции банкрота, реализованной им с выставлением счета-фактуры и выделением в нем НДС, вправе принять этот НДС к вычету. Но только при одном условии: если не будет установлено, что данная сумма НДС при объеме и структуре долгов банкрота заведомо для конкурсного управляющего и для покупателя указанной продукции не могла быть уплачена в бюджет. А решение о доначислении НДС и об отказе в предоставлении вычета налоговые органы принять не вправе, если в ходе производства по делу о банкротстве ими, когда они участвуют в деле в качестве уполномоченного органа, не были приняты меры к прекращению текущей хозяйственной деятельности организации-банкрота, в процессе которой производится продукция.