Президент подписал пакет законов, корректирующих налоговое законодательство

| статьи | печать

В этом материале мы расскажем об изменениях, касающихся освобождения от уплаты налогов во II квартале 2020 г. малых и средних предприятий, а также о поправках по НДС, налогу на прибыль и страховым взносам. С остальными новациями можно ознакомиться в рубрике «Коротко о важном» текущего номера.

Освобождение от уплаты налогов

Статья 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ (далее — Закон № 172-ФЗ) освободила от уплаты налогов во II квартале 2020 г. компании, включенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — реестр) на основании налоговой отчетности за 2018 г. (подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 21, 2020).

Выбор налоговой отчетности за 2018 г. был обусловлен тем, что согласно п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) сведения вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего года на основании, в частности, налоговой отчетности за предшествующий календарный год. То есть на начало пандемии последнее включение в реестр сведений о компаниях в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ происходило 10 августа 2019 г. по данным налоговой отчетности за 2018 г.

Однако это не единственная норма, на основании которой сведения о компаниях вносятся в реестр. Так, согласно п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ вновь созданные субъекты МСП включаются в реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем их создания. То есть компании, созданные до начала пандемии, но для которых первым налоговым периодом стал 2019 г. или 2020 г., под освобождение от уплаты налогов за II квартал 2020 г. не попали. Отметим, что к таким субъектам относятся те, что созданы не только в 2019 г. и в начале 2020 г., но и в декабре 2018 г. Ведь исходя из положений ст. 55 НК РФ для компаний, образованных в декабре 2018 г., первым налоговым периодом является 2019 г. То есть отчетность за 2018 г. они не представляли.

Теперь ситуация исправлена. Новой редакцией п. 1 ст. 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено, что освобождение от уплаты налогов распространяется также и на компании, включенные в реестр в связи с их созданием в период с 1 декабря 2018 г. по 29 февраля 2020 г. Соответствующие изменения внесены ст. 2 Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ (далее — Закон № 320-ФЗ). Их действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. (п. 3 ст. 3 Закона № 320-ФЗ).

НДС с продукции банкрота

Действующей редакцией подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено, что не являются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами). В постановлении от 19.12.2019 № 41-П Конституционный суд РФ выявил неопределенность положений этой нормы. Из ее содержания не ясно, освобождаются ли от обложения НДС операции по реализации продукции, произведенной компанией-банкротом. Подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 1, 2020.

Конституционный суд дал указание федеральному законодателю устранить вышеуказанную неопределенность. В связи с этим ст. 1 Закона № 320-ФЗ были внесены изменения в подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ. Согласно им не признаются объектом обложения НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами). Новая редакция вступит в силу 1 января 2021 г. (п. 2 ст. 3 Закона № 320-ФЗ).

Изменения по налогу на прибыль

Поправки в главу 25 НК РФ внесены федеральными законами от 15.10.2020 № 335-ФЗ (далее — Закон № 335-ФЗ) и № 323-ФЗ (далее — Закон № 323-ФЗ).

Передача имущества, созданного за счет субсидии, государству

Компании могут получать субсидии на финансирование расходов, связанных с приобретением (созданием) амортизируемого имущества (имущественных прав). Такие субсидии учитываются во внереализационных доходах по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств (п. 4.1 ст. 271 НК РФ). То есть субсидия, полученная на финансирование расходов, связанных с созданием амортизируемого имущества, учитывается в составе внереализационных доходов по мере начисления амортизации (письмо Минфина России от 30.06.2020 № 03-03-06/1/56257).

При реализации или ином выбытии такого имущества сумма субсидии, не учтенная в расходах, включается во внерелизационные доходы (п. 4.1 ст. 271 НК РФ).

В целях симулирования безвозмездной передачи имущества государству п. 1 ст. 265 НК РФ дополнен новым подп. 19.7. В соответствии с ним во внереализационных расходах учитывается стоимость безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которого произведено за счет субсидий, указанных в п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ.

Получатель субсидии, который безвозмездно передает созданное за счет нее имущество государству, может быть участником регионального инвестиционного проекта. Учет субсидии в доходах и, соответственно, ее использование в расчете доли доходов по региональным инвестиционным проектам может повлечь за собой потерю им статуса участника. В связи с этим п. 1 ст. 284.3 и п. 1 ст. 284.3-1 дополнены новыми положениями. Согласно им субсидии, признаваемые в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность приобретенного (созданного) за счет них имущества (имущественных прав) не учитываются при расчете доли доходов по региональным инвестиционным проектам.

Вышеприведенные изменения были внесены Законом № 335-ФЗ и распространяются на правоотношения по безвозмездной передаче имущества (имущественных прав) в государственную и (или) муниципальную собственность, возникшие с 1 января 2020 г. (п. 2 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).

Объем потерь СМИ

Сейчас согласно подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ компании, осуществляющие производство и выпуск СМИ, а также книжной продукции, могут учесть в прочих расходах бракованную, утратившую товарный вид и морально устаревшую продукцию в пределах не более 10% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции.

С 1 января 2021 г. этот порог увеличивается до 30%. Соответствующие изменения внесены Законом № 323-ФЗ.

Фиксированные размеры страховых взносов на 2021—2023 гг.

В настоящее время в ст. 430 НК РФ установлен размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и вознаграждений физическим лицам, только на 2018, 2019 и 2020 гг.

Поправками, внесенными в эту статью Федеральным законом от 15.10.2020 № 322-ФЗ, определены размеры страховых взносов на 2021—2023 гг.

Фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составят:

  • в 2021 г. — 32 448 руб. (такой же размер, как и в 2020 г.);

  • в 2022 г. — 34 445 руб.;

  • в 2023 г. — 36 723 руб.

Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование установлен:

  • на 2021 г. — 8426 руб. (такой же, как и в 2020 г.);

  • на 2022 г. — 8766 руб.;

  • на 2023 г. — 9119 руб.