1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 65

Весенние поправки в Налоговый кодекс

Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в часть вторую Налогового кодекса. Сразу скажем, что большинство поправок на руку налогоплательщикам. Так, появились новые льготы, для некоторых операций упростился механизм налогообложения. Мы расскажем о самых значимых нововведениях.

Налог на прибыль

Поправки в части налога на прибыль касаются учета субсидий и инвестиционного вычета.

Субсидии: ограничение по срокам снято

В прежней редакции п. 4.1 ст. 271 НК РФ было сказано, что субсидии, не связанные с амортизируемым имуществом и приобретением имущественных прав, должны учитываться в составе внереализационных доходов в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором они были получены. Признание доходов производилось по мере признания расходов, фактически произведенных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, сразу признавались внереализационными доходами на последнюю отчетную дату этого налогового периода.

С 15.04.2019 ограничение в три налоговых периода снято. Теперь субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств.

Данная поправка распространяется на правоотношения по определению налоговой базы по налогу на прибыль, начиная с 01.01.2018.

Новый вид инвестиционного вычета

Пункт 2 ст. 286.1 НК РФ дополнен подп. 4. Он вводит новый вид инвестиционного вычета — не более 85% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры. Под такими расходами понимаются денежные средства, перечисленные по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего инвестиционный налоговый вычет субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности. При этом сумма, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, уменьшается на величину, составляющую 15% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, при условии, что в отношении таких платежей организация воспользовалась правом на применение инвестиционного налогового вычета (п. 3 ст. 286.1 НК РФ). Новый инвестиционный вычет применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены денежные средства, формирующие указанные расходы (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).

Инвестиционный налоговый вычет в виде расходов на создание объектов инфраструктуры применяется по месту нахождения организации в отношении объекта инфраструктуры, создаваемого на территории субъекта РФ, который предоставил право на применение вычета в отношении этого объекта, или в прилегающей к этому региону акватории, при условии, что организация и создаваемый объект инфраструктуры находятся на территории одного субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).

Законы субъектов РФ могут устанавливать (подп. 8—10 п. 6 ст. 286.1 НК РФ):

— право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры;

— размеры данного инвестиционного налогового вычета;

— виды объектов инфраструктуры, в отношении расходов на создание которых предоставляется право на применение вычета.

Новые положения ст. 286.1 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.

НДС

Закон № 63-ФЗ не обошел стороной и главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Законодатели решили ряд спорных вопросов.

Перечень необлагаемых операций

Поправки дополнили список операций, которые на основании п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС. В него включены следующие операции:

— передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (подп. 2);

— передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества (подп. 19);

— передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике (подп. 20).

Вычеты

С 1 июля 2019 г. в п. 2 ст. 170 НК РФ появится новый подп. 2.1. В нем сказано, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, работ, услуг или фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, учитываются в их стоимости в случае их приобретения для использования в операциях по реализации работ или услуг, предусмотренных в ст. 149 НК РФ, местом реализации которых не признается территория РФ. Получается, что данное требование не действует в отношении работ или услуг, местом реализации которых не признается территория РФ, но которые не указаны в ст. 149 НК РФ. Поэтому в этом случае получить право на вычет входного НДС можно.

То, что это именно так, подтверждают и изменения, внесенные в механизм расчета пропорции, необходимой для раздельного учета входного НДС, прописанном в п. 4 и п. 4.1 ст. 170 НК РФ. С 1 июля 2019 г. к операциям, подлежащим обложению НДС, при расчете пропорции будут относиться также операции по реализации работ или услуг, местом продажи которых, в соответствии со ст. 148 НК РФ, не признается территория РФ (за исключением операций, предусмотренных в ст. 149 НК РФ).

Законодатели внесли поправки и в ст. 171 НК РФ. Она дополнена двумя новыми положения:

— вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория РФ, за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ (подп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ);

— вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) и (или) уплаченные им в соответствии со ст. 161 НК РФ либо при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в случае, если приобретенные товары и (или) товары, произведенные с использованием указанных товаров (работ, услуг), предназначены для дальнейшей передачи на безвозмездной основе в собственность РФ для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике (п. 2.2 ст. 171 НК РФ).

НДФЛ

Здесь изменения затронули два вопроса — определение налоговой базы при продаже недвижимости и порядок начисления и уплаты авансовых платежей по НДФЛ индивидуальными предпринимателями.

Продажа недвижимости

Налоговая база по доходам от продажи недвижимости определяется с учетом особенностей, установленных в ст. 217.1 НК РФ. В пункте 5 ст. 217.1 НК РФ сейчас сказано, что если доход налогоплательщика от продажи объекта недвижимости меньше, чем его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, в котором был зарегистрирован переход права собственности на этот объект, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то для исчисления НДФЛ доход от продажи указанного объекта принимается равным указанной расчетной величине. Следовательно, если кадастровой стоимости на 1 января нет, то данный пункт и не применяется. Иначе говоря, его нельзя применить, например, в отношении объекта, созданного в течение налогового периода.

С 1 января 2020 г. доход налогоплательщика от продажи недвижимости, образованной в течение налогового периода, будет сравниваться с его кадастровой стоимостью, определенной на дату ее постановки на государственный кадастровый учет, умноженной на коэффициент 0,7. И если фактический доход от продажи окажется меньше этой расчетной величины, то в налоговую базу по НДФЛ пойдет расчетная величина.

Соответствующие изменения содержатся в новой редакции п. 5 ст. 217.1 НК РФ.

Платим аванс по факту

Поправка, внесенная Законом № 63-ФЗ в ст. 227 НК РФ, навсегда изменит привычный для индивидуальных предпринимателей порядок начисления и уплаты авансовых платежей.

Сейчас индивидуальный предприниматель в случае появления доходов от предпринимательской деятельности должен сдать декларацию по форме 4-НДФЛ о предполагаемом доходе. Такой доход бизнесмен должен определить самостоятельно (п. 7 ст. 227 НК РФ). На основании этой информации налоговики рассчитывают предпринимателю авансовые платежи, которые он должен перечислить в бюджет (п. 8 ст. 227 НК РФ).

Законодатели внесли в указанные нормы изменения. Согласно им с 1 января 2020 г. бизнесмены будут по итогам I квартала, полугодия, девяти месяцев рассчитывать сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей. При этом авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за I кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

Закон № 63-ФЗ признал утратившими силу п. 9 и 10 ст. 227 НК РФ. Напомним, что в настоящее время авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений за первое полугодие, III квартал и IV квартал (п. 9 ст. 227 НК РФ).

Имущественные налоги компаний

Законодатели внесли существенные поправки в порядок исчисления, уплаты и сдачи отчетности по транспортному и земельному налогу, а также по налогу на имущество организаций.

Налоги посчитают налоговики

С 1 января 2021 г. вопросы исчисления транспортного и земельного налога организациями налоговики берут в свои руки. То есть указанные налоги будут рассчитывать налоговые органы самостоятельно, а организации должны будут их уплачивать на основании полученных от налоговиков сообщений.

Начнем с транспортного налога. Закон № 63-ФЗ признал с 1 января 2021 г. утратившей силу ст. 363.1 НК РФ, в которой установлена обязанность представлять в налоговые органы декларации по транспортному налогу. Механизм взаимодействия организаций и налоговых органов установлен в новых п. 4—7 ст. 363 НК РФ и будет выглядеть так.

Налоговики будут исчислять сумму транспортного налога, которую должна заплатить организация, исходя из собственных данных об объектах налогообложения. Затем сообщение об исчисленной сумме будет направляться по месту нахождения транспорта налогоплательщика:

— в течение десяти дней после составления данного сообщения, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за налоговый период;

— не позднее двух месяцев со дня получения налоговиками документов или информации, которые влекут перерасчет суммы налога за предыдущие налоговые периоды;

— не позднее одного месяца со дня получения налоговиками сведений из ЕГРЮЛ о том, что организация находится в процессе ликвидации.

В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.

Основным способом передачи сообщения будет интернет. Сообщение отправляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика. И только если такая форма отправки невозможна, передача сообщения производится заказным письмом или передается руководителю организации лично в руки под расписку.

Обратите внимание: срок уплаты транспортного налога организациями не может быть установлен законами субъектов РФ ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

После того как организация получит сообщение, необходимо сверить сумму налога, которую она рассчитала и перечислила в бюджет с той суммой, которую рассчитали налоговики и передали в сообщении. Если суммы совпали, то на этом все и заканчивается. А как быть в ситуации, когда расчеты не совпали?

Тогда организация вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения представить в инспекцию пояснения и документы, подтверждающие исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.

На рассмотрение возражений налоговикам отводится месяц с момента их получения (руководитель налогового органа и его заместитель могут продлить этот срок еще на месяц). Также в течение месяца налоговики обязаны довести до организации результат рассмотрения возражений.

Если организация все-таки действительно права, то уточненное сообщение уже с новой суммой направляется ей в течение десяти дней после составления данного документа. Однако может получиться и так, что в результате рассмотрения возражений у компании обнаружится недоимка по налогу. В этом случае налоговики направят ей требование об уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ.

Как мы уже сказали, с 2021 г. организации не будут сдавать какую-либо отчетность по транспортному налогу. В связи с этим возникает вопрос: как организации заявить имеющиеся у нее льготы по данному налогу?

В этом случае согласно новой редакции п. 3 ст. 361.1 НК РФ организации должны будут написать соответствующее заявление в налоговую инспекцию и представить подтверждающие документы. Однако даже если компания не приложит к заявлению документы, налоговики проверят правомерность получения налоговой льготы по своим каналам.

Что касается земельного налога, то с 1 января 2021 г. для организаций устанавливаются те же правила, что и для транспортного налога. Земельный налог так же будут рассчитывать налоговики. В новом п. 5 ст. 397 НК РФ дается прямая отсылка к п. 4—7 ст. 363 НК РФ. А статья 398 НК РФ, предусматривающая обязанность сдачи налоговой декларации по земельному налогу, признана с указанной даты утратившей силу.

Точно также если у компании есть право на льготы, то сообщить о них в налоговую инспекцию нужно заранее, подав соответствующее заявление и подтверждающие документы (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Поправки для налога на имущество

С 1 января 2020 г. организации больше не будут сдавать налоговые расчеты по авансовым платежам. Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 386 НК РФ. Однако сами авансовые платежи никто не отменял, и платить их по-прежнему придется.

Кроме того, указанная норма дополнена новым п. 1.1. Он интересен тем налогоплательщикам, у которых на территории одного субъекта РФ есть несколько объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости, и которые состоят на учете в нескольких налоговых инспекциях. Таким компаниям предоставлено право представлять одну налоговую декларацию в отношении всех таких объектов в одну из налоговых инспекций по выбору налогоплательщика. О своем выборе он должен будет уведомить налоговый орган по субъекту РФ. Срок — до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором налогоплательщик выбрал такой порядок. Нововведение начнет применяться с 1 января 2020 г.

Указанное уведомление нужно будет представлять ежегодно. А изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Форму уведомления поручено разработать и утвердить ФНС России. А до этого момента уведомление можно подать в произвольной форме.

Обратите внимание: правом на выбор инспекции можно будет воспользоваться только в том случае, если в субъекте РФ не установлены нормативы отчислений от налога на имущество в местные бюджеты.

Кроме того, изменения получила ст. 378.2 НК РФ. Сейчас в подп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что для имущества, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость, сумма авансового платежа исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

С 1 января 2020 г. привязка к 1 января из указанной нормы будет исключена. По нашему мнению, это связано с тем, что в Налоговом кодексе есть три важных исключения, которые уже сделали строгую привязку к этой дате неактуальной.

Согласно п. 15 ст. 378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода учитывается в случае:

— изменения качественных и количественных характеристик объекта;

— исправления технической ошибки;

— отражение решения комиссии по рассмотрению споров или суда.

Соответственно, даты, с которых эти изменения должны учитываться при налогообложении:

— со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

— начиная с момента начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;

— начиная с момента начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Автомобиль угнали, а дом сгорел — налогов не будет

Законодатели наконец-то решили, что налогоплательщики не должны платить налоги за объекты, которых у них нет.

Транспортный налог

Согласно прежней редакции подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. В своих разъяснениях специалисты Минфина России отмечали, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска (письмо Минфина России от 06.02.2019 № 03-05-06-04/6941). Получалось, что до того момента, когда угнанный автомобиль будет снят с учета в органах ГИБДД, налогоплательщики должны были периодически подтверждать тот факт, что автомобиль числится в розыске. Только в этом случае можно было не платить транспортный налог.

Закон № 63-ФЗ внес в указанную норму изменения. Теперь автомобили, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано, облагаться транспортным налогом не должны. Факты угона и возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым компетентным органом, или сведениями, которые налоговики получают в рамках межведомственного обмена, предусмотренного в ст. 85 НК РФ.

Нововведения распространяются на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.

Налог на имущество

Аналогичные по сути поправки законодатели внесли в ст. 408 НК РФ. Она дополнена новым п. 2.1 со следующим положением. В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога на имущество физических лиц прекращается с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения. Эта новация действует с 15.04.2019.

Чтобы не уплачивать налог, гражданин должен представить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок его заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме должны будут разработать и утвердить налоговые органы.

До утверждения формы такого заявления гражданин вправе представить в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме с указанием месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения. Понятно, что к заявлению нужно приложить подтверждающие документы. Впрочем, и тут чиновники должны пойти навстречу заявителю. Если он не представит документы, то налоговики обязаны сами запросить информацию о происшествии в компетентных органах. И только если выяснится, что о происшествии не знает никто, кроме самого заявителя, то вот тогда от него в обязательном порядке потребуют доказательств произошедшего.

Имущественные налоги граждан

Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее — Закон № 63-ФЗ) дополнил главы 31 «Земельный налог» и 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ новыми льготами. Они касаются объектов, принадлежащих физическим лицам.

Земельный налог

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении), некоторых категорий налогоплательщиков. Закон № 63-ФЗ распространил данную льготу на физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. Льгота прописана в новом подп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ и начала действовать с 15 апреля 2019 г. Отметим, что положения новой нормы распространяются на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.

По общему правилу, данный вычет производится в отношении только одного земельного участка. Участок должен выбрать сам налогоплательщик и уведомить об этом налоговый орган. Такой порядок установлен в п. 6.1 ст. 391 НК РФ. Раньше в этой норме было установлено, что налогоплательщик извещает налоговиков о своем выборе до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного участка применяется налоговый вычет. Закон № 63-ФЗ продлил этот срок до 31 декабря.

Законодатели исключили из п. 6.1 ст. 391 НК РФ абз. 3. В нем было установлено следующее правило. Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

Кроме того, Закон № 63-ФЗ дополнил п. 10 ст. 396-ФЗ следующим положением. В случае если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении льготы или не сообщил об отказе от ее применения, она будет предоставляться на основании сведений, полученных налоговым органом. Это относится к следующим категориям налогоплательщиков:

— инвалидов I и II групп инвалидности;

— инвалидов с детства, детей-инвалидов;

— ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

— физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

— пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

— физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31 декабря 2018 г.;

— физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

Как видите, законодатели учли финансовую неграмотность указанных лиц и предусмотрели механизм, позволяющий им не потерять право на льготу.

В земельном налоге законодатели прописали еще одну льготу. Она предусмотрена в новом п. 17 ст. 396 НК РФ. Если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка, превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, то сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1.

Но это идеальная ситуация. Мы помним, что сумма налога может меняться в течение года:

— из-за продажи или покупки участка (п. 7 ст. 396 НК РФ);

— из-за изменения количественных и качественных характеристик участка (п. 7.1 ст. 396 НК РФ);

— из-за того, что налоговая льгота по данному участку действовала не на всем протяжении налогового периода (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Законодатели установили следующее правило. При расчете базы для сравнения (соответствует увеличение суммы налога коэффициенту 1,1 или нет) все вышеперечисленные ситуации не учитываются. Но они должны учитываться в полном объеме для расчета фактической суммы налога.

Обратите внимание: данное нововведение не действует в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) гражданами для строительства жилья — п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ.

Положения п. 17 ст. 396 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.

И последнее нововведение. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных или предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. С 1 января 2020 г. в эту норму вводится еще одно условие — участки не должны использоваться в предпринимательской деятельности.

Кроме того, уточнено, что указанная ставка распространяется также на земельные участки общего назначения, предусмотренные Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Речь идет о земельных участках, являющихся имуществом общего пользования, предусмотренных утвержденной документацией по планировке территории. Они предназначены для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, или для размещения другого имущества общего пользования.

Налог на имущество

Льгота для многодетных семей прописалась и главе 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ. Закон № 63-ФЗ дополнил ст. 403 НК РФ новым п. 6.1. В нем сказано, что налоговая база в отношении комнаты, квартиры, жилого дома или их части (п. 3—5 ст. 403 НК РФ), находящихся в собственности многодетных семей с тремя и более несовершеннолетними детьми, может быть уменьшена:

— на величину кадастровой стоимости 5 кв. м общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты;

— на величину кадастровой стоимости 7 кв. м общей площади жилого дома или части жилого дома.

Расчет ведется на каждого несовершеннолетнего ребенка. Налоговый вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, предусмотренном п. 6 и 7 ст. 407 НК РФ, в том числе в случае непредставления в налоговый орган соответствующего заявления, уведомления.

На основании п. 6 ст. 407 НК РФ граждане должны подать налоговикам заявление, чтобы воспользоваться льготой. А в силу п. 7 ст. 407 НК РФ они же должны представить уведомление и указать в нем, в отношении какого объекта используется льготу. Закон № 63-ФЗ продлил срок подачи такого уведомления до 31 декабря.

Как и в случае с земельным налогом, если заявление на применение льготы не поступит, но не будет и отказа от нее, то чиновники должны сами решить вопрос с ее предоставлением.