1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 159

Очередные новации налогового законодательства

Президент РФ 6 июня 2019 г. подписал три федеральных закона (№ 137-ФЗ, № 125-ФЗ и № 123-ФЗ), дополняющих Налоговый кодекс новыми положениями.

Доходы от пользования средствами фонда капитального ремонта

Поправками, внесенными Федеральным законом от 06.06.2019 № 137-ФЗ в ст. 251 НК РФ, решен вопрос, связанный с налогообложением процентов, начисленных за пользование денежными средствами фонда капитального ремонта и доходов, полученных от размещения средств фонда.

Его суть заключается в следующем. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают ежемесячные взносы на капитальный ремонт (п. 1 ст. 169 ЖК РФ). Эти взносы аккумулируются на специальном счете (п. 3 ст. 170 ЖК РФ), владельцем которого может быть ТСЖ, ЖК, УК или региональный оператор (п. 2 ст. 175 ЖК РФ). На средства, размещенные на специальном счете, банком начисляются проценты, которые включаются в состав фонда капитального ремонта (п. 1 ст. 170 ЖК РФ). Кроме того, владелец специального счета на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может разместить временно свободные денежные средства фонда капитального ремонта на специальном депозите в российской кредитной организации (п. 1 ст. 175.1 ЖК РФ). Доходы, полученные от такого размещения, могут использоваться только в тех же целях, что и средства фонда капитального ремонта (п. 2 ст. 175.1 ЖК РФ).

Действующей редакцией подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования, не учитываемым при исчислении налога на прибыль, отнесены только средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на специальный счет. В связи с этим возникает вопрос о том, нужно ли владельцу специального счета включать в состав внереализационных доходов проценты, начисленные за пользование денежными средствами, размещенными на специальном счете, а также доходы от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта.

По мнению Минфина России, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, размещенными на специальном счете, не следует рассматривать в качестве экономической выгоды владельца специального счета и, соответственно, учитывать у него в доходах, формирующих налогооблагаемую прибыль (письма от 26.07.2018 № 03-11-11/52509, от 26.02.2016 № 03-07-11/10713). Объясняют финансисты это тем, что такие проценты на основании п. 1 ст. 36.1 ЖК РФ принадлежат собственникам жилых помещений в многоквартирном доме и в силу ст. 177 ЖК РФ имеют целевое назначение, определенное федеральным законом, исключающим их использование владельцем счета по своему усмотрению.

А вот доходы от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта не отнесены к средствам собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим специалисты финансового ведомства считают, что эти доходы являются средствами владельца специального счета и подлежат обложению налогом на прибыль (письма от 23.05.2017 № 03-03-06/3/31610, от 22.02.2017 № 03-03-06/1/10318, от 08.02.2017 № 03-03-06/3/6643).

Со следующего года вопрос с налогообложением вышеуказанных процентов и доходов больше возникать не будет. В соответствии с поправками, внесенными в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ и вступающими в силу с 1 января 2020 г., к средствам целевого финансирования, не учитываемым в целях налогообложения, отнесены:

  • проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта;

  • доходы указанных специализированных некоммерческих организаций, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Ставка НДС по авиаперевозкам, минуя Москву и область

В настоящее время внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа до 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 10% (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют лишь авиаперевозки в Крым, Севастополь и Калининградскую область, которые до 1 января 2025 г. облагаются НДС по нулевой ставке.

В целях повышения уровня экономической связанности территории РФ Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрено расширение сети межрегиональных регулярных авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов.

В связи с этим был принят Федеральный закон от 06.06.2019 № 123-ФЗ, который внес поправки в ст. 164 и 165 НК РФ. В соответствии с ними по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления, пункт назначения пассажиров и багажа, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки в случае их наличия расположены вне территории Московской области и города Москвы, применяется нулевая ставка НДС на бессрочной основе (подп. 4.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов по таким перевозкам в налоговые органы нужно представлять реестр перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки, с указанием в нем номеров перевозочных документов, пунктов отправления, пунктов назначения, а также всех промежуточных пунктов маршрута перевозки в случае их наличия, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа (п. 6.4 ст. 165 НК РФ).

Поправки вступят в силу с 1 октября 2019 г.

Поправки для банков

Федеральный закон от 06.06.2019 № 125-ФЗ (далее — Закон № 125-ФЗ) внес изменения в первую и вторую части Налогового кодекса, касающиеся отдельных сделок по уступке банком прав (требований).

Новыми п. 11.1 ст. 105.3 и подп. 8 п. 4 ст. 105.14 НК РФ установлено, что при уступке прав (требований) банком в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в соответствии с порядком, определенным ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2018 № 263-ФЗ (передача прав (требований) к исполнителям по оборонному заказу от одного уполномоченного банка к другому) цена сделки считается рыночной, а сама сделка — неконтролируемой. Эти положения распространяются на сделки, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2018 г., вне зависимости от даты заключения соответствующего договора (п. 2 ст. 3 Закона № 125-ФЗ).

Кроме того, согласно поправкам, внесенным в п. 1 ст. 279 НК РФ, при вышеуказанной уступке прав (требований) не применяются установленные этой нормой ограничения размера убытка для целей налогообложения. Это распространяется на правоотношения по определению налоговой базы по налогу на прибыль за налоговые периоды начиная с 1 января 2018 г. (п. 4 ст. 3 Закона № 125-ФЗ).

Актом Правительства РФ может быть определен перечень денежных обязательств головных исполнителей, исполнителей по оборонному заказу перед уполномоченными банками, которые прекращаются полностью или частично (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2018 № 263-ФЗ). Суммы таких прекращенных обязательств при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются банком в доходах и признаются им безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию). Это предусмотрено новым подп. 21.3 п. 1 ст. 251 и поправками, внесенными в п. 2 ст. 266 НК РФ. Данные положения тоже распространяются на правоотношения по определению налоговой базы по налогу на прибыль за налоговые периоды начиная с 1 января 2018 г. (п. 4 ст. 3 Закона № 125-ФЗ).

Страновые отчеты

Поправками, внесенными Законом № 125-ФЗ, уточнен круг лиц, уполномоченных на предоставление предварительного согласия на передачу компетентным органам иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами сведений об участниках международной группы компаний, включенных в соответствии с законодательством РФ в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Ранее такое согласие мог давать только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Теперь в соответствии с изменениями, внесенными в п. 5 ст. 105.16-3 НК РФ, это может делать и государственная корпорация, осуществляющая полномочия собственника в отношении имущества участников международной группы компаний, включенных в соответствии с законодательством РФ в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. Поэтому в уведомлении об участии в международной группе компаний участники этой международной группы компаний указывают информацию о федеральном органе исполнительной власти либо государственной корпорации, осуществляющих выдачу предварительного согласия. Это предусмотрено новой редакцией подп. 4 п. 5 ст. 105.16-2 НК РФ.

Положения п. 5 ст. 105.16-3 НК РФ в редакции Закона № 125-ФЗ распространяются на правоотношения, связанные с представлением страновых отчетов международных групп компаний, начиная со страновых отчетов за 2017 г. (п. 3 ст. 3 Закона № 125-ФЗ).