Исполнение консолидированных региональных бюджетов в 2018 г. поставило рекорды

| статьи | печать

По итогам 2018 г. у 70 российских регионов консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом, причем агрегированный профицит составил 510 млрд руб. Это рекордные показатели как минимум за последние 17 лет, отмечается в обзоре бюджетов российских регионов в прошлом году рейтингового агентства «Эксперт РА».

В 2017 г. профицит консолидированных бюджетов был зафиксирован в 38 регионах. До 2018-го максимальное количество профицитных консолидированных бюджетов достигнуто в 2006 г. — 54 региона. Минимальное количество профицитных регионов было в 2013 г. — только шесть.

Профицит профицитных консолидированных бюджетов увеличился со 136,7 млрд руб. в 2017 г. до 575,2 в 2018-м. Дефицит дефицитных бюджетов уменьшился с –188,6 до –64,9 млрд руб.

Для сравнения «Эксперт РА» напоминает, что наихудшим с точки зрения сбалансированности консолидированных бюджетов был 2013 г., когда агрегированный дефицит опустился до –642,0 млрд руб. Предыдущий максимум агрегированного профицита приходился на 2006 г. — 139,9 млрд руб.

Лидерами по уровню профицита консолидированного бюджета региона (% от налоговых и неналоговых доходов — ННД) стали бюджеты Республики Дагестан и Севастополя: 30,5 и 27,4% соответственно. Указанные регионы характеризует относительно низкий уровень самодостаточности: ННД, которые в основном поступают из региональной экономики, составляют 32,6% в Дагестане и 35,2% в Севастополе. Поэтому, говорится в обзоре, профицит бюджетов данных регионов во многом обусловлен дотациями из федерального бюджета. У других регионов-лидеров по соотношению «профицит к ННД» уровень самодостаточности существенно выше (например, у ХМАО — Югры достигает 94,8%). Поэтому профицит бюджета в таких регионах достигнут во многом благодаря своим силам (налогоплательщикам, функционирующим на территории регионов).

По абсолютному профициту консолидированного бюджета лидерами являются Москва (+61,5 млрд руб., или 2,7% ННД) и регионы, как сказано в исследовании, «Тюменской матрешки», суммарный профицит консолидированных бюджетов которых составил 123,8 млрд руб. (36,8, 41,3 и 45,8 млрд руб. у Тюменской области, ХМАО — Югры и ЯНАО соответственно). Такой профицит консолидированного бюджета Тюменской области, поясняет «Эксперт РА», — заслуга программы «Сотрудничество», по которой ХМАО — Югра и ЯНАО перечисляют 29,5% поступлений по налогу в бюджет Тюменской области. В 2018 г. эти перечисления составили 84,0 млрд руб. Второй год подряд со значительным профицитом исполняется консолидированный бюджет Кемеровской области: с 20,8 млрд руб. (или 14,6% ННД) в 2017 г. профицит увеличился до 35,7 млрд руб. (20,8% ННД) по итогам 2018 г.

Максимальный уровень дефицита у консолидированного бюджета Республики Мордовия (–7 млрд руб., или –24,5% ННД). «Эксперт РА» отмечает, что по сравнению с прошлым годом такое исполнение бюджета можно назвать «улучшением ситуации» — в 2017 г. дефицит консолидированного бюджета составил –37,0% (–10,1 млрд руб.). Изначально (по состоянию на 01.02.2018) консолидированный бюджет республики предусматривал дефицит на уровне 3,0 млрд руб. Фактические ННД по итогам 2018 г. оказались только на 2,4% меньше запланированных. Таким образом, отмечается в исследовании, увеличение дефицита до 7,0 млрд руб. было обусловлено наращиванием расходов без соответствующего прироста собственных доходных источников.

«Основные факторы рекордных профицитов — рост федеральных дотаций и прибыли в добывающем секторе, а также сдерживание бюджетных инвестиций, — комментирует данные обзора его автор Александр Шураков, младший директор по корпоративным и суверенным рейтингам агентства „Эксперт РА“. — В 2018 г. доходы консолидированных бюджетов российских регионов увеличились на 1,6 трлн руб. (15,2%). Наибольший вклад в рост совокупных доходов внесли прирост поступлений по налогу на прибыль (+577 млрд руб.), НДФЛ (+402 млрд руб.) и федеральных дотаций всех видов (+276 млрд руб.)».

Так как существенная часть федеральных дотаций направляется на выплату зарплат бюджетникам, продолжает эксперт агентства, то вклад дотаций в прирост доходов еще выше: они возвращаются в консолидированные бюджеты в виде НДФЛ с зарплат бюджетников.

Отраслевая структура поступлений по налогу на прибыль пока опубликована только по состоянию на 01.10.2018. Тем не менее, считает аналитик «Эксперт РА», информации за девять месяцев достаточно для анализа отраслевой структуры приростов налоговых поступлений. По налогу на прибыль основной прирост поступлений сконцентрирован в секторе добычи нефти и газа. Также значимый прирост обеспечили металлургические предприятия. Таким результатам способствовала благоприятная внешняя конъюнктура на соответствующих глобальных рынках, а также динамика валютного курса рубля (в том числе его ослабление в III квартале 2018 г.).

В свою очередь, прирост поступлений по налогу на доходы физических лиц вполне равномерно распределен между видами деятельности.

По итогам 2018 г. суммарный объем дотаций всех видов, которые Федеральный бюджет перечислил регионам, впервые превысил 1 трлн руб. Особенность 2018 г., отмечает эксперт, — те или иные дотации получили все российские регионы, включая Москву и Тюменскую область. Причем, замечает он, Москва с объемом дотаций в 27,6 млрд руб. вошла в топ-7 регионов по их размеру.

Основной рост дотаций регионам пришелся на обеспечение сбалансированности бюджетов. «По сути, — замечает А. Шураков, — данный вид дотаций управляется в ручном режиме, в отличие от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые являются расчетными (исходя из оценок уровня бюджетной обеспеченности и индекса бюджетных расходов)».

Также в 2018 г. увеличились дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели — прирост дотаций указанного вида составил 60,4 млрд руб. Причем, полагает эксперт, судя по распределению этого вида дотаций по регионам-получателям, федеральный центр как действительно компенсировал часть расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, так и, по сути, компенсировал недостаточный объем дотаций, которые те или иные регионы получили на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Последние четыре года бюджетные инвестиции в составе консолидированных бюджетов российских регионов остаются примерно на одном уровне — в среднем 1,28 трлн руб. в год. В то же время бюджетные расходы за этот период увеличились в номинальном выражении на 25,3%. В результате доля бюджетных инвестиций в составе расходов бюджетов снизилась с 13,4% в 2013 г. до 10,8% по итогам 2018 г. Если бы поддерживались пропорции предыдущих лет, считает автор обзора, то объем бюджетных инвестиций был бы примерно на 240 млрд руб. выше, а профицит бюджетов, соответственно, ниже. Основное направление бюджетных инвестиций — дорожное хозяйство, которое финансируют как за счет доходов от акцизов на нефтепродукты и транспортного налога, так и за счет федеральных трансфертов, а у отдельных регионов — и за счет иных собственных налоговых и неналоговых доходов.

С 2019 г. ожидается существенный рост бюджетных инвестиций, финансируемых через региональные бюджеты. Он будет обусловлен реализацией новых майских указов. Во многом эти инвестиции будут фондироваться трансфертами из федерального бюджета, а требуемый уровень софинансирования со стороны региональных бюджетов будет небольшим (вплоть до 2%). По сути, считает аналитик «Эксперт РА», задача региональных властей будет заключаться в финансировании необходимой документации, а сами капитальные расходы будет финансировать федеральный центр. В случае если такие пропорции софинансирования капрасходов будут соблюдены, то увеличение бюджетных инвестиций в составе консолидированных бюджетов регионов, полагает он, не приведет к росту бюджетных дисбалансов и ухудшению кредитного качества субъектов РФ и муниципалитетов.

Топ-10 регионов по объему полученных дотаций (всех видов) в 2018 г.

Регион

Объем полученных в 2018 г. дотаций (все виды), млрд руб.

Профицит (дефицит) консолидированного бюджета, млрд руб.

Консолидированные бюджеты регионов РФ, всего

1035,0

510,3

Республика Дагестан

62,7

11,9

Республика Саха (Якутия)

48,3

12,5

Чеченская Республика

47,0

0,3

Республика Крым

42,7

0,0

Камчатский край

42,3

1,6

Алтайский край

33,5

8,8

г. Москва

27,7

61,5

Ставропольский край

26,5

6,8

Республика Башкортостан

22,2

24,6

Республика Бурятия

21,7

–0,4

Источник: расчеты «Эксперт РА» по данным Минфина России